Даже очевидную социальную несправедливость не так то просто исправить, если она укоренена в народных обычаях.
Куда легче реформировать государственные институты, вносить правки в законодательство или затевать дворцовую революцию со сменой элит. Сдвиги в повседневности, в рутинных общественных практиках и отношениях, если и случаются, то не сами по себе, а в том случае, если находится критическая масса единомышленников, готовых к системному сопротивлению прежде всего на бытовом уровне. Иначе даже при благих намерениях "инициативы сверху" и умозрительное прогрессорство упрется в косную материю традиций.
Ситуация с детским трудом в арабских странах -
как раз такой случай. В мире почти не осталось государств, чьи правительства не подписали международные конвенции по искоренению детской эксплуатации. Но власть обычая остается сильнее кодифицированного права. К примеру, по данным Human Rights Watch, порядка 11% марокканских детей в возрасте от шести до пятнадцати лет (это около 600 тысяч человек) вынуждены работать, находясь в совершенно бесправном, рабском состоянии. Чаще всего, они
заняты в сфере так называемой неформальной экономики (на ролях прислуги в домохозяйствах, на розничных рынках и др.), которая находится вне зоны видимости государственных служб и законодательного регулирования. В этой среде тяжелые условия труда, запрет на посещение школы, избиения, сексуальное насилие - не редкость. Однако обществом подобные факты, как правило, игнорируются. По умолчанию: закон не должен встревать в соглашения между работодателями и родителями. Последние же исстари воспринимаются как "собственники своих детей".
Видеоклип "Аиша" певицы Абдельазиз Соумея был снят для кампании против эксплуатации труда "маленьких горничных". Сотрудники Международной Организации Труда (МОТ) и активисты ассоциации "Al Karam", начиная эту кампанию, говорили что актуальная цель - проблематизация темы, оспаривание социального порядка, который многими воспринимается как естественный.
Soumeya Abdelaziz - Aouicha.
Click to view