Tazenda - Carrasecare

Jul 01, 2011 10:16

После "Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса" - опуса магнума Михаила Бахтина - к карнавалам стали относиться серьезнее :) За праздничным выворачиванием наизнанку социальных норм и иерархий, пародированием религиозных и гражданских церемониалов, высмеиванием ремесленных и ученых корпораций стал просвечивать отнюдь не только "психотерапевтический" смысл (временное снятие ограничений, накладываемых цивилизацией на личность ради того, чтобы... подчеркнуть их значимость для воспроизводства нормативного миропорядка), но и функцию эдакого социально-исторического тренажера, позволяющего поигрывать альтернативные ролевые сценарии жизни и формы человеческой взаимосвязи.

"Здесь - на карнавальной площади - господствовала особая форма вольного фамильярного контакта между людьми, разделенными в обычной, то есть внекарнавальной, жизни непреодолимыми барьерами сословного, имущественного, служебного, семейного и возрастного положения. На фоне исключительной иерархичности феодально-средневекового строя и крайней сословной и корпоративной разобщенности людей в условиях обычной жизни этот вольный фамильярный контакт между всеми людьми ощущался очень остро и составлял существенную часть общего карнавального мироощущения. Человек как бы перерождался для новых, чисто человеческих отношений. Отчуждение временно исчезало. Человек возвращался к себе самому и ощущал себя человеком среди людей").

В "Carrasecare" ("Карнавал") сардинской фолк-группы "Tazenda" нет и грана антифеодального гибриса " Procurade 'e moderare". И все же эта песня о Пепельной Среде ("Mehuris de Lessia") - старинном карнавале, ежегодно проводящемся в городке Оводда - также обращена к духу свободы и человеческого достоинства, пробивающихся сквозь любые репрессии и запреты, налагаемые тиранической властью (см. еще - о мурге).

В клипе, состоящем из фрагментов док.фильма "Istorias" Джанмарко Серра и Марио Газола, можно видеть как выглядит этот праздник, затеваемый накануне Великого Поста. Sos Intintos - люди в лохмотьях, чьи лица перемазаны углем и копотью, везут на телеге чучело гротестного тирана - гермафродита с железной душой и тряпичным телом - Дона Конте. Эту толстую усатую тушу катают по улочкам в течении дня, а потом, под ночь, устраивают потешный суд на центральной площади перед муниципалитетом. Кончается тем, что Дона Конте сжигают и устраивают пир с танцами по случаю освобождения местной общины. А на следующий год - сызнова десталинизация по-сардински :)

Tazenda - Carrasecare

image Click to view




Deus ses in s’aera?
Deus fattu a bisera.
Cras a mandzanu bos lasso sa vida e micc’ando,
cras a mandzanu su mundu affanculu che mando.

Deus bessi dae domo,
fachemi morrere como.
Chi morza biende
sos anzoneddos brinchende.

Balla chi como benit carrasecare
a nos iscutulare sa vida.
Tando tue podes fintzas irmenticare
totu s’affannu mannu ‘e sa chida.
E su coro no, non s’ispantat,
e sa morte no, non chi no b’intrat.

E sa note fragat ‘e bentu de beranu.
Ses cuntentu?

Deus a mala ‘odza
soe solu che foza.
Chito su entu a mandzanu at a benner contende,
amus a facher muttetos in paris riende.
Deus bessi dae domo.
fachemi morrere como
Chi morza biende
sos anzoneddos brinchende.

Carnevale Ovodda

image Click to view


социальная анимация, свобода, историческая память, it, сатира, tazenda, антиавторитаризм

Previous post Next post
Up