После "
Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса" - опуса магнума Михаила Бахтина - к карнавалам стали относиться серьезнее :) За праздничным выворачиванием наизнанку социальных норм и иерархий, пародированием религиозных и гражданских церемониалов, высмеиванием ремесленных и ученых корпораций стал просвечивать отнюдь не только "психотерапевтический" смысл (временное снятие ограничений, накладываемых цивилизацией на личность ради того, чтобы... подчеркнуть их значимость для воспроизводства нормативного миропорядка), но и функцию эдакого социально-исторического тренажера, позволяющего поигрывать альтернативные ролевые сценарии жизни и формы человеческой взаимосвязи.
"Здесь - на карнавальной площади - господствовала особая форма вольного фамильярного контакта между людьми, разделенными в обычной, то есть внекарнавальной, жизни непреодолимыми барьерами сословного, имущественного, служебного, семейного и возрастного положения. На фоне исключительной иерархичности феодально-средневекового строя и крайней сословной и корпоративной разобщенности людей в условиях обычной жизни этот вольный фамильярный контакт между всеми людьми ощущался очень остро и составлял существенную часть общего карнавального мироощущения. Человек как бы перерождался для новых, чисто человеческих отношений. Отчуждение временно исчезало. Человек возвращался к себе самому и ощущал себя человеком среди людей").
В "Carrasecare" ("Карнавал") сардинской фолк-группы "Tazenda" нет и грана антифеодального гибриса "
Procurade 'e moderare". И все же эта песня о Пепельной Среде ("Mehuris de Lessia") - старинном карнавале, ежегодно проводящемся в городке Оводда - также обращена к духу свободы и человеческого достоинства, пробивающихся сквозь любые репрессии и запреты, налагаемые тиранической властью (см. еще - о
мурге).
В клипе, состоящем из фрагментов док.фильма "Istorias" Джанмарко Серра и Марио Газола, можно видеть как выглядит этот праздник, затеваемый накануне Великого Поста. Sos Intintos - люди в лохмотьях, чьи лица перемазаны углем и копотью, везут на телеге чучело гротестного тирана - гермафродита с железной душой и тряпичным телом - Дона Конте. Эту толстую усатую тушу катают по улочкам в течении дня, а потом, под ночь, устраивают потешный суд на центральной площади перед муниципалитетом. Кончается тем, что Дона Конте сжигают и устраивают пир с танцами по случаю освобождения местной общины. А на следующий год - сызнова десталинизация по-сардински :)
Tazenda - Carrasecare
Click to view
Deus ses in s’aera?
Deus fattu a bisera.
Cras a mandzanu bos lasso sa vida e micc’ando,
cras a mandzanu su mundu affanculu che mando.
Deus bessi dae domo,
fachemi morrere como.
Chi morza biende
sos anzoneddos brinchende.
Balla chi como benit carrasecare
a nos iscutulare sa vida.
Tando tue podes fintzas irmenticare
totu s’affannu mannu ‘e sa chida.
E su coro no, non s’ispantat,
e sa morte no, non chi no b’intrat.
E sa note fragat ‘e bentu de beranu.
Ses cuntentu?
Deus a mala ‘odza
soe solu che foza.
Chito su entu a mandzanu at a benner contende,
amus a facher muttetos in paris riende.
Deus bessi dae domo.
fachemi morrere como
Chi morza biende
sos anzoneddos brinchende.
Carnevale Ovodda
Click to view