По правде говоря, я не уверен, что музыкальный памфлет польского барда Павла Кукиза, адресованный председательнице немецкой ассоциации "Союз изгнанных" Эрике Штайнбах, стоит размещать в антифашистском сообществе. И все же, как пример актуальных конфликтов в сфере исторической политики европейских сообществ, его следует проанализировать. Хотя бы для того, чтобы понять насколько примитивен "черно-белый подход" в травматическому прошлому.
Песня "Heil Sztajnbach" появилась как сатирический отклик на скандал, связанный с публичными высказываниями представителей "Союза изгнанных" - организации, позиционирующей себя как объединение семей, депортированных из Польши накануне начала Второй Мировой Войны. Среди ее членов было немало бывших нацистов. То, что союз существует легально и то, что Эрика Штайнбах с начала 90-ых (будучи тогда депутатом бундестага) активно выступала против признания нынешних границ с Польшей и Чехией, вызывало и Германии, и в упомянутых странах бурю возмущения.
Однако для запрета "Союза изгнанных" у немецких правоохранительных нет прямых оснований. Нельзя сказать, что это неонацистская организация. Напротив, эта структура всячески подчеркивает свою респектабельность и действует, балансируя на границах правового поля. Ее декларированная цель - реституция собственности и земель, отчужденных у принудительно переселенных польских немцев.
В 2008-ом году весьма накаленную полемику спровоцировали фразы Штайнбах о том, что вторжение гитлеровских войск в Польшу являлось лишь вынужденной реакцией на объявленную Речью Посполитой военную мобилизацию. После шести десятилетий исторических исследований, придавших гласности планы нацистов относительно "польского коридора", соединяющего Германию с Восточной Пруссией, подобные утверждения выглядят даже не лукавством, а откровенным ревизионизмом в духе геббельсовской пропаганды, выставлявшей немцев невинными жертвами Версальского договора.
Все это так. Но... и песня, и видео, расписывающие Штайнбах как лицо национал-социалистского реваншизма несколько... перебарщивают. Слов нет, фигура это малосимпатичная. Но "Союз изгнанных" официально не требовал, чтобы имущество, утраченное депортированными, компенсировали Польша и Чехия. Это требование они адресовали правительству и бундестагу. Также (во всяком случае на уровне риторики) они не отрицают преступления против человечности, совершенные гитлеровцами на оккупированных восточных территориях и признают очевидный факт аннексии польских территорий после 1939-го года, факты трудового рабства и массовых убийств польских граждан, заключения в концлагеря польских евреев и т.д. В современной Германии отрицание подобного рода фактов совершенно однозначно ставило бы какую угодно политическую или гражданскую организацию вне закона и вне тех морально-исторических конвенций, которые разделяются большинством граждан страны вне зависимости от идеологических убеждений.
Штайнбах не идиотка, чтобы подставляться под бойкот и судебные иски. Проблема, которую она выносит на обсуждение иная: можно ли сказать, что за военные преступления, геноцид евреев и цыган, пытки и уничтожение политических заключенных и прочие зверства, учиненные нацистским режимом, должны нести ответственность все граждане Германии на тот период и в расширительном смысле - все немецкоговорящие меньшинства, необходимостью защиты которых рейх оправдывал свою территориальную экспансию? И - как квалифицировать уголовные преступления против немецких семей в период Второй Мировой?
Признавая справедливость Нюрнбергского трибунала и однозначно оценивая человеконенавистническую сущность наци-фашизма, признавая результаты Ялтинских и Потсдамских соглашений стран-победительниц (репарации, демилитаризация Германии, определение границ и т.д.), должны ли мы, к примеру, также закрывать глаза на множественные эпизоды грабежей, мародерства, изнасилований во время наступления союзнических войск и установления временного протектората над Германией государствами антигитлеровской коалиции? К примеру, никто особо и не скрывает, что и солдаты, и офицеры Красной армии в массовом порядке изымали и потом привозили домой т.наз. "трофеи" (одежду, картины, мебель, часы, предметы быта и т.д.). На это обычно закрывали глаза, т.к. по умолчанию считалось, что подобные поступки - своего рода народное правосудие (если не сказать - оправданная месть). Де, после того, что "белокурые бестии" творили на Востоке, после их грабежей, массовых расстрелов, чудовищных пыток в гестапо, угона трудоспособного населения на принудительные работы в третий рейх... Мол, о какой правосубъектности каких угодно немцев может идти речь, если своим соучастием, потворствованием или равнодушием они позволили создать государство, залившее кровью и разорившее всю Европу?
И все же, если говорить не в публицистической, а именно правовой модальности: забрать чужую вещь - это воровство или грабеж.
Тот, кто, к примеру, ставит вопросы от ответственности за воровство и грабежи в побежденной Германии - нерукоподаваемый скрытый нацист? реваншист? ревизионист? .
Можно понять гиперчувствительность польской интеллигенции к теме Второй Мировой войны, унесшей жизни трети граждан страны, превративший польское государство в предмет циничного сговора Сталина и Гитлера при отказе других европейских стран (Великобритании, Франции) от исполнения союзнических обязательств. Павел Кукиз, у которого были родственники, погибшие как в Освенциме от рук нацистов, так и в львовской тюрьме НКВД, наверное, имеет моральное право на резкость в оценках. В правовом же измерении все реально запутаннее и сложнее.
Paweł Kukiz - Heil Sztajnbach
Click to view
(To są nasze Święte Niemcy,
Widzę je piękne i perspektywiczne,
Widzę was z dalekimi możliwościami,
Moja kochana walka,
nie jestem bezpodstawnie znany)
To tutaj jest mój dom,
bo tamten mi zabrali Hitler i Stalin ręka w rękę szli
Ribentropp Mołotow razem ustalali
Jak mordować ludzi by w dostatku żyć
Jeden we Lwowie a drugi w Auschwitz
o dziadkach moich mówię kąpiesz się w ich krwi
Jesteś politykiem jak Adolf na fali,
Marzysz o tym by wołano ci
Jeden naród,
Jedna ojczyzna,
Polacy won.
Chwała Sztajnbach
To tutaj jest mój dom
Z tamtego wypędzili, twoi dziadek, stryjek, wujek oraz jego brat
Wspólnie z kolegami z Armii Czerwonej
W Europie Krzyży sadzili las
Pomódl się Kobieto za tych swoich braci
Których siłą w Wermacht Adolf Hitler brał
Pomódl się na grobach tych co poginęli
Zostaje tutaj ty zostań tam...