Paweł Kukiz - Heil Sztajnbach

Jun 11, 2011 12:54

По правде говоря, я не уверен, что музыкальный памфлет польского барда Павла Кукиза, адресованный председательнице немецкой ассоциации "Союз изгнанных" Эрике Штайнбах, стоит размещать в антифашистском сообществе. И все же, как пример актуальных конфликтов в сфере исторической политики европейских сообществ, его следует проанализировать. Хотя бы для того, чтобы понять насколько примитивен "черно-белый подход" в травматическому прошлому.

Песня "Heil Sztajnbach" появилась как сатирический отклик на скандал, связанный с публичными высказываниями представителей "Союза изгнанных" - организации, позиционирующей себя как объединение семей, депортированных из Польши накануне начала Второй Мировой Войны. Среди ее членов было немало бывших нацистов. То, что союз существует легально и то, что Эрика Штайнбах с начала 90-ых (будучи тогда депутатом бундестага) активно выступала против признания нынешних границ с Польшей и Чехией, вызывало и Германии, и в упомянутых странах бурю возмущения.

Однако для запрета "Союза изгнанных" у немецких правоохранительных нет прямых оснований. Нельзя сказать, что это неонацистская организация. Напротив, эта структура всячески подчеркивает свою респектабельность и действует, балансируя на границах правового поля. Ее декларированная цель - реституция собственности и земель, отчужденных у принудительно переселенных польских немцев.

В 2008-ом году весьма накаленную полемику спровоцировали фразы Штайнбах о том, что вторжение гитлеровских войск в Польшу являлось лишь вынужденной реакцией на объявленную Речью Посполитой военную мобилизацию. После шести десятилетий исторических исследований, придавших гласности планы нацистов относительно "польского коридора", соединяющего Германию с Восточной Пруссией, подобные утверждения выглядят даже не лукавством, а откровенным ревизионизмом в духе геббельсовской пропаганды, выставлявшей немцев невинными жертвами Версальского договора.

Все это так. Но... и песня, и видео, расписывающие Штайнбах как лицо национал-социалистского реваншизма несколько... перебарщивают. Слов нет, фигура это малосимпатичная. Но "Союз изгнанных" официально не требовал, чтобы имущество, утраченное депортированными, компенсировали Польша и Чехия. Это требование они адресовали правительству и бундестагу. Также (во всяком случае на уровне риторики) они не отрицают преступления против человечности, совершенные гитлеровцами на оккупированных восточных территориях и признают очевидный факт аннексии польских территорий после 1939-го года, факты трудового рабства и массовых убийств польских граждан, заключения в концлагеря польских евреев и т.д. В современной Германии отрицание подобного рода фактов совершенно однозначно ставило бы какую угодно политическую или гражданскую организацию вне закона и вне тех морально-исторических конвенций, которые разделяются большинством граждан страны вне зависимости от идеологических убеждений.

Штайнбах не идиотка, чтобы подставляться под бойкот и судебные иски. Проблема, которую она выносит на обсуждение иная: можно ли сказать, что за военные преступления, геноцид евреев и цыган, пытки и уничтожение политических заключенных и прочие зверства, учиненные нацистским режимом, должны нести ответственность все граждане Германии на тот период и в расширительном смысле - все немецкоговорящие меньшинства, необходимостью защиты которых рейх оправдывал свою территориальную экспансию? И - как квалифицировать уголовные преступления против немецких семей в период Второй Мировой?

Признавая справедливость Нюрнбергского трибунала и однозначно оценивая человеконенавистническую сущность наци-фашизма, признавая результаты Ялтинских и Потсдамских соглашений стран-победительниц (репарации, демилитаризация Германии, определение границ и т.д.), должны ли мы, к примеру, также закрывать глаза на множественные эпизоды грабежей, мародерства, изнасилований во время наступления союзнических войск и установления временного протектората над Германией государствами антигитлеровской коалиции? К примеру, никто особо и не скрывает, что и солдаты, и офицеры Красной армии в массовом порядке изымали и потом привозили домой т.наз. "трофеи" (одежду, картины, мебель, часы, предметы быта и т.д.). На это обычно закрывали глаза, т.к. по умолчанию считалось, что подобные поступки - своего рода народное правосудие (если не сказать - оправданная месть). Де, после того, что "белокурые бестии" творили на Востоке, после их грабежей, массовых расстрелов, чудовищных пыток в гестапо, угона трудоспособного населения на принудительные работы в третий рейх... Мол, о какой правосубъектности каких угодно немцев может идти речь, если своим соучастием, потворствованием или равнодушием они позволили создать государство, залившее кровью и разорившее всю Европу?

И все же, если говорить не в публицистической, а именно правовой модальности: забрать чужую вещь - это воровство или грабеж.

Тот, кто, к примеру, ставит вопросы от ответственности за воровство и грабежи в побежденной Германии - нерукоподаваемый скрытый нацист? реваншист? ревизионист? .

Можно понять гиперчувствительность польской интеллигенции к теме Второй Мировой войны, унесшей жизни трети граждан страны, превративший польское государство в предмет циничного сговора Сталина и Гитлера при отказе других европейских стран (Великобритании, Франции) от исполнения союзнических обязательств. Павел Кукиз, у которого были родственники, погибшие как в Освенциме от рук нацистов, так и в львовской тюрьме НКВД, наверное, имеет моральное право на резкость в оценках. В правовом же измерении все реально запутаннее и сложнее.

Paweł Kukiz - Heil Sztajnbach

image Click to view



(To są nasze Święte Niemcy,
Widzę je piękne i perspektywiczne,
Widzę was z dalekimi możliwościami,
Moja kochana walka,
nie jestem bezpodstawnie znany)

To tutaj jest mój dom,
bo tamten mi zabrali Hitler i Stalin ręka w rękę szli
Ribentropp Mołotow razem ustalali
Jak mordować ludzi by w dostatku żyć
Jeden we Lwowie a drugi w Auschwitz
o dziadkach moich mówię kąpiesz się w ich krwi
Jesteś politykiem jak Adolf na fali,
Marzysz o tym by wołano ci

Jeden naród,
Jedna ojczyzna,
Polacy won.
Chwała Sztajnbach

To tutaj jest mój dom
Z tamtego wypędzili, twoi dziadek, stryjek, wujek oraz jego brat
Wspólnie z kolegami z Armii Czerwonej
W Europie Krzyży sadzili las
Pomódl się Kobieto za tych swoich braci
Których siłą w Wermacht Adolf Hitler brał
Pomódl się na grobach tych co poginęli
Zostaje tutaj ty zostań tam...

paweł kukiz, pl, хроника, юстиция, историческая память, право на справедливый суд

Previous post Next post
Up