Последнее видео рэпперов из "Assalti Frontali" показывает Рим глазами активистов Centri Sociali Autogestiti (
CSA - автономные социальные центры). Только в этом итальянском городе таких мест, некогда оккупированных группами неформальной молодежи, порядка 30-ти. По всей стране - никто не считал. Говорят, до пяти сотен.
Сквоттерское движение в Италии (и
в Европе в целом) восходит к 70-ым годам прошлого века. За десятилетия оно сильно трансформировалось (и по составу, и по идейной мотивации, и по типу отношений с муниципальными властями). Большая часть CSA перестали восприниматься как угроза общественной безопасности и правопорядку, как рассадники радикальных идеологий и теплицы для вызревания антисоциальных контркультурных проектов.
Амбиция зачинщиков Движения заключалась в том, чтобы внутри расчерченных городских пространств создать пространства социокультурной невесомости, самоопределения, апробирования альтернативных образов жизни, творчества, взаимоотношений. В социальных центрах находили пристанище люди и объединения, которым буквально не было места в среде традиционных институций (государственных, муниципальных, коммерческих, церковных и т.д.): там находили временный кров странствующие неформалы и беженцы, там возникали звукозаписывающие студии и концертные площадки для принципиально немейнстримных авторов, там ютились авангардные театральные труппы, галереи соц-арта и магазинчики эко-солидарной торговли... Где-то, как в CSIOA
Villaggio Globale, возникшем на месте заброшенной живодерни, более заметна ставка на расширение альтернативной музыкальной сцены и проектов солидарности с социально-незащищенными, маргинализированными категориями горожан. В CSA, вроде
Forte Prenestino, очевиден крен в сторону поощрения социально-протестных, антифашистских, антиглобалистских, медиа-активистских проектов.
К середине 90-ых годов наметились три основных линии эволюции Движения:
1) поддержка "городских племен" (молодежных субкультур, эмигрантских диаспор, бездомных etc), которые в том или ином виде дискриминируются окружающими и которые нуждаются в CSA как в надежном убежище. Такие центры обычно "не светятся";
2) институциализация CSA как полноправных элементов территориального самоуправления, их встраивание в третий сектор (мир неправительственных организаций и т.д.), систему неформального образования и культурных учреждений (центр дистрибьюции DIY-продуктов, библиотеки общего пользования и т.д.), сферу социального предпринимательства (низовые инициативы по уборке, озеленению, благоустройству районов, места досуга для жителей и т.д.);
3) курс на развитие CSA как плацдармов для старта радикально-критических, гражданско-политических (т.е. - претендующих на политическое влияние, но не стремящихся к власти, не участвующих в выборах и т.д.), контркультурных и проч. инициатив, оспаривающих сложившееся социальное устройство, формы отправления власти, типы потребления и проч.
+ + +
Визуальный ряд клипа "Roma Meticcia" построен вокруг показа вечного города как космополитического плавильного котла и кадров со сценами самых мощных за последние несколько лет университетских манифестаций 14 декабря 2010-го года против реформы образования (демонстранты намеревались пройти к парламенту, но впервые за всю историю города полиция перегородила весь исторический центр и не дала пройти туда ни одной из колонн).
Assalti Frontali - Roma Meticcia
Click to view
Assalti Frontali и раньше, еще в 2009-ом выступали против сокращения преподавательского состава в школах, за доступность университетского обучения и академические свободы - см. "
Il rap di Enea (No Gemini Day and Night)").
Se il vento urla contro
io urlo contro il vento
e cambierà lo sento
che sorpresa che spavento
bussiamo al parlamento
con una rabbia dentro
messa in bella mostra
e adesso roma è nostra
e come batte il cuore per via del corso in piena
nel fumo delle fiamme si è spezzata una catena
poi via in periferia nel gelo mani intirizzite
ma quanto è bella roma
e allora adesso voi che dite
io la amo ho nove vite ho una banda planetaria con rom romeni siamo dentro un ex concessionaria
italiani peruviani eritrei e marocchini
abbiamo casa dolce casa qui
come cambiano i destini
siamo in occupazione
occhiate di avversione
verso verso la ps i cc accorsi col plotone
prima di sgomberarci sgombratevi il cervello
noi siamo la comunità toglietevi il cappello
lo so, lo sai la rabbia monta a ondate
si incendiano le strade
ora basta cazzate
anche le stelle questa notte restano aggrappate
non vogliono cadere, vogliono vedere
fratelli miei lo so, lo so la rabbia monta a ondate la gente soffre per le strade ora basta cazzate
anche le stelle questa notte restano aggrappate
non vogliono cadere
vogliono vedere
roma meticcia
meticcia claro que sì
c'è un miliardo qui di stelle
ora facciamo i conti
siamo belli matti
come un branco di migliaia di bisonti
ora tutti pronti
senti che racconti
dal canalone al babbuino ai volsci a via due ponti
toglie il respiro qui
ora cogliamo i frutti
la città è avvelenata
ma non ci ha mai distrutti
quando scappano tutti
noi mettiamo la ciccia
ora accendo la miccia di una roma meticcia
io metto la faccia e questo cuore sembra di un marziano
questa banda mette i brividi
e mi fa artigiano
con queste mani costruiamo nuovi spazi vitali
vengo dai medi dalle sedi dei centri sociali
capaci di piangere ancora grandi emozioni abbiamo dei sogni
senza troppe illusioni
coraggio siamo artisti
coraggio agli attivisti
sempre in guerra
contro i razzisti porci post fascisti
lo so lo sai
si incendiano le strade
ora basta cazzate
anche le stelle questa notte restano aggrappate
non vogliono cadere
vogliono vedere
fratelli miei lo so lo so la rabbia monta a ondate
la gente soffre per le strade ora basta cazzate
anche le stelle questa notte restano aggrappate
non vogliono cadere
vogliono vedere
roma meticcia
meticcia claro que sì.