System of a Down - Dreaming

Mar 31, 2011 13:43

В расхожих представлениях о правах человека и спустя три века после гуманитарного прорыва мыслителей эпохи Просвещения торчат изначальные противоречия. И в странах, где на уровне массового сознания они интеллектуально не сняты, общество и государство продолжают толкаться в предбаннике модерна, в догражданском состоянии (права и свободы - как пайки по табели о рангах и милостыни от "абсолютных монархов").

С одной стороны, права человека относят к естественным, неотчуждаемым, неделимым правам. Под этим, как правило, подразумевают три вещи: 1) права человека есть у кого бы то ни было, ими обладают не в силу принадлежности к какому-либо государству, владения какой-либо собственностью, происхождению из какой-либо религиозной, этнической или сословной группы, приверженности какой-либо идеологии и т.д.; 2) права человека невозможно "подарить" или "передоверить" (никакой диктатор не может отнять у кого-либо жизнь и прожить ее как свою; даже "мусульманину" в нацистском концлагере нельзя запретить думать что угодно; самая жесткая цензура не покрывает публичную сферу целиком и т.д.); 3) каждый, кто рефлексирует над границами своей и чужой свободы, откроет справедливость кантовской аксиомы о категорическом императиве и выйдет на формулировки прав человека как универсальные принципы человеческого общежития, позволяющие при любом политическом режиме или экономическом строе сохранять свое лицо (достоинство), минимальную независимость и личную свободу (т.е. это своего рода "правовой минимум гуманности", "кодекс цивилизованности" как излагает в своей лекции "Понятие новоевропейской цивилизации (философско-антропологическое измерение)" Эрих Ю. Соловьев).

"Естественность" таких прав не в том, что они от природы, а в том, что они коренятся в здравом смысле и моральном самосознании, а держатся на договоре людей, вольных ответственно выбирать и удерживать правовой порядок (вне которого - война всех против всех). То есть, права человека - это своего рода коллективный щит, поднятый обычными, "маленькими" людьми, обывателями для оберега от произвола "сильных мира сего".

С другой стороны, права человека как группа норм международного права, гарантированного авторитетом и институциональными механизмами Организации Объединенных Наций (и других международных структур, издавших свои Конвенции о правах человека) - это "аристократический", элитарный проект гуманизации жизни и укрощения всевластия правительств внутри каждого из национальных государств по отдельности - проект, инициированный... волею правительств же. И в этом смысле - это прогрессорская доктрина, которая в случае превращения ее в геополитический инструмент, может превращаться в свою противоположность, становиться мишурой, легитимизирующей вооруженные вторжения в политическую реальность, не соответствующую ее нормативным критериям. Яркий пример - "гуманитарный империализм" администрации Джорджа Буша, исходящий из допущения, что нет иных способов урезонить режимы, представляющие опасность и для собственных граждан, и для других сообществ.

Крайние точки зрения в контексте таких рассуждений: права человека либо "висят" на правосознании и солидарности взрослых людей, либо - зависят от расклада сил в наднациональных институциях. Правда - и то, и другое. Но это только часть правды. Потому что ни к морали и обывательским нравам, ни к конъюнктуре актуальной политики права человека не сводятся (хотя из них черпают свою легитимность).

Та же Всеобщая Декларация Прав Человека была рождена на волне предельного ужаса и отчаяния Второй Мировой войны. Никто - ни "короли", ни "пешки" - не хотели вновь оказаться в замесе новой гуманитарной катастрофы. ВДПЧ, как точно заметил философ Андре Глюксман, превратилась в своего рода свод правил "негативной антропологии", определяющий не контуры совершенного человека и не эскиз идеального политического устройства. Ее цель - метка красными флажками тех границ, переступая которые оказываешься за пределами человечности, в царстве антигуманных отношений, в аду мальтузианской грызни за выживание. И "нерушимость" таких границ не с неба берется. Она если чем и может быть относительно гарантирована, так только наличием критической массы людей, осознавших права человека как дело персональной ответственности, как долг перед собственной свободой.

+   +   +

В песне-антиутопии "Dreaming" System of a Down противоречия, которые расписывал выше, даны через угрюмую метафору  "бутылированного поколения" (we're the prophetic generation of bottled water): чистая вода в бутылке, продающейся в супермаркете - это то, что некогда было бесплатным, общедоступным благом, а теперь - обернулось товаром, на который надо заработать, который выдается как приз в конце производственно-торговой цепочки. С точки зрения музыкантов группы, с правами человека в результате "борьбы с международным терроризмом" происходит то же самое: их перераспределяют и выдают в зависимости от положения в иерархии, от толщины кошелька и т.д., их вес и значение падают и поднимаются симметрично позициям голубых фишек на Нью-Йоркской фондовой бирже... И произошло это не от того, что власти заполучили изощренные технологии управления, слежения, контроля, дисциплинирования, а прежде всего потому, что граждане т.н. развитых стран согласились разменять свои права и свободы на обещания безопасности. Чем оборачиваются чрезвычайные полномочия полиции, военных и спецслужб хором разучивали  весь ХХ век. Видимо, нужно еще время.

System of a Down - Dreaming

image Click to view



For today we will take the body parts and put them on the wall
For treated indigenously, digenously
Human right is private blue chip, pry
We're the prophetic generation of bottled water, bottled water
Causing poor populations to die, to die, to die (For treated
indigenously, digenously) (Human right is private blue chip, pry)
You, you went beyond and you lost it all Why did you go there From
beyond you saw it all why did you
We lost consumer confidence in casual karma, casual karma
Confetti, camouflage, camouflage, the flage, the flage
(For treated indigenously, digenously)
(Human right is private blue chip, pry)
We're the prophetic generation of bottled water, bottled water
Causing poor populations to die, to die, to die
(For treated indigenously, digenously)
(Human right is private blue chip, pry)
You, you went beyond and you lost it all Why did you go there From
beyond you saw it all why did you go there
She lost her mind
Someone kicked her into the back of the line
She lost her head
When they called and they said that they thought he was dead
Dreaming of screaming
Someone kick me out of my mind
I hate these thoughts I can't deny
Dreaming of screaming
Someone kick me out of my mind
I hate these thoughts I can't de--
We lost consumer confidence in casual karma, casual karma
Confetti, camouflage, camouflage, the flage, the flage (For treated
indigenously, digenously) (Human right is private blue chip, pry)
We're the prophetic generation of bottled water, bottled water
Causing poor populations to die, to die, to die
(For treated indigenously, digenously)
(Human right is private blue chip, pry)
You, you went beyond and you lost it all Why did you go there From
beyond you saw it all why did you
Dreaming of screaming
Someone kick me out of my mind
I hate these thoughts I can't deny
Dreaming of screaming
Someone kick me out of my mind
I hate these thoughts I can't deny
You will take the body parts and put them up on the wall And bring the
dark disaster

system of a down, юстиция, цифровые права человека, eng, права человека, против террора

Previous post Next post
Up