Асинхронность современного мира наиболее контрастным, шокирующим образом выглядит в гуманитарном, правочеловечном измерении. Помню, меня сильно впечатлила сессия по правам женщин на Обзорной конференции
ОБСЕ в Варшаве сентября 2010 года: после выступления шведской феминистки, сетующей
на шероховатости в обеспечении гендерного равноправия, следовал доклад правозащитницы из Кыргыстана, рассказывающей о том, как трудно противостоять обычаю умыкания и изнасилования невест, как непросто заставить милицию исполнять свои обязанности в подобных случаях... Учитывая, что ОБСЕ объединяет правительства и третий сектор 56-ти стран, что эта структура уже несколько десятков лет занимается выработкой, применением и мониторингом общих морально-правовых стандартов, историческая дистанция в уровнях прогресса относительно общих декларированных целей и норм кажется чуть ли не фатальной, непреодолимой. А от дипломатической realpolitik, призывающей снисходительно к этому относится, время от времени к горлу подкатывает отнюдь не сартровская тошнота. Чего уж тогда говорить о цивилизационных разрывах в представлении о гуманности, свободе, человеческом достоинстве, равноправии...
Никакими международными договорами, правовыми институтами, юридическим активизмом или "прогрессорским" государственным принуждением сферу неформальных общественных конвенций (нравов, обычаев etc) не изменить. Загадка модерна и модернизации с их выходом на универсальные ценности, как ни крути, залегает в сфере культуры. И тот, кто отказывает в признании арт-активизму, методикам неформального гражданского образования и просветительским гуманитарным миссиям, ни черта не смыслит в реальной динамике социальных перемен. По-другому - просто не бывает. Никакая политика, торговля, война и т.д. не толкают к пересмотру дискриминационных коллективных сговоров, освещенных традицией, религией etc. Они по сути своей движутся вдоль существующих линий, апеллируют к сложившимся порядкам.
+ + +
Мали - одна из тех африканских стран, где вплоть до недавних времен 90% женщин подвергались процедуре обрезания гениталий (см. Sister Fa "
Milyamba"). Эта опасная, травматичная операция легитимизирована локальными обычаями, а не силой закона. Государство, международные ассоциации по защите прав женщин, гуманитарные НПО уже несколько десятилетий стараются убедить местное население отказаться от подобной варварской практики насилия над женским телом: если обрезание у мужчин имеет хоть какое-то рациональное - гигиеническое - обоснование, то удаление клитора и половых губ у девочек направлено исключительно на то, чтобы подавить сексуальное влечение и изуродовать организм наглядной демонстрацией мужской власти (операцию как правило проводят в подростковом возрасте, накануне выдачи замуж). Обряд чаще всего делают в подпольных, антисанитарных условиях, без анестезии, ржавыми бритвами, ножницами, ножами...
Реальной статистики принудительного обрезания не знает никто. Эксперты называют примерные цифры: в современном мире ритуальному искалечению подверглись тела порядка 150 миллионов женщин, большая часть из которых живет в 28 африканских странах.
В 2008-ом году
малийская ассоциация APDF, помимо просветительских кампаний и образовательных программ против женской мутиляции, решила настаивать на принятии закона, предусматривающего уголовное наказание для знахарок и родителей, наносящих своему ребенку страшную травму. Кампанию с этим требованием поддержал самый известный музыкант страны -
гриот Тикен Джа Факоли. Вместе с франко-алжирским поэтом Magyd Cherfi (из группы Zebda), композитором Джеффри Ориема (Geoffrey Oryema) из Уганды и режиссером-документалистом Jessy Nottola они сделали клип "Non a l'excision" и участвовали в просветительских акциях Каравана против женского обрезания (передачи на радио, семинары в школах, уличные пикеты, распространение раздаточных материалов с информацией о репродуктивном здоровье женщины и мн.др.).
Tiken Jah Fakoly - Non a l'excision
Click to view
Elles sont venue, les femmes, avec un grand couteau.
Elle a bien crue qu'elle allai y laisser sa peau
Et puis ce matin, il a fallu qu'elles entrent,
couper une fleur cachée sous son ventre.
Refrain:
Non a l'excision, Je dis non a l'excision.
Ne les touchez plus, elles ont assez souffert
Un homme essuie son ventre, son corps ne repond même pas
elle voulais bien qu'il entre mais elle ne le sens même
il est juste la, juste la pour semer sa graine
mais ce champ qu'il labour est une bien triste plaine
Refrain(x2)
On lui a coupé la peau, peut etre qu'ils la vendent
comme une morceau de viande, un si petit morceau.
on lui a coupé la peau, juste une bout de son corps.
ils ont pris dans son île, le plus beau des trésors
Refrain(x3)