Pro Musica - Timisoara

Feb 17, 2011 19:24

Рискну утверждать, что для экспресс-истолкования волны народных волнений, прокатившейся сейчас по странам Северной Африки и Ближнего Востока, ни у специалистов, ни у дилетантов нет адекватного концептуального инструментария. И потому, что эти события не вписываются в единый сюжет (это истории про демократизацию? про консервативный реванш? про рождение гражданского общества? про стихийный бунт, революцию или дворцовые перевороты с привлечением массовки?), и потому что сходные исторические ситуации - к примеру, лавина революций в странах Восточной Европы 80-ых гг. ХХ века, приведшая к образованию независимых государств - были слабо отрефлексированы что в науке, что в журнальной публицистике, что на захламленных блогосферных агорах: потребность в мифе, конституирующем новую общность, оказалась куда сильнее, чем желание разобраться, а потом... потом речь уже шла о том, как утвердить или оспорить официальную версию, как объяснить, оправдать, легитимизировать актуальные административно-политические, партийные или гражданские практики...
+ + +

Румынская революция декабря 1989-го и спустя двадцать с лишним лет представляется самой загадочной, неоднозначной и мутной по последствиям (из параллелей -  Албания?). Даже сейчас общество расколото и в ее оценке, и в определении достоверных фактов: "В конечном итоге многочисленные вопросы, связанные с декабрьскими событиями, свелись к одному: что, наконец, произошло в Румынии - народное восстание или государственный переворот? Все предлагаемые ответы можно было, grosso modo, разбить на три категории. Первая - народная революция. Вторая - заговор внутренней оппозиции. Третья - переворот, организованный иностранными спецслужбами" (Николай Морозов, статья в журнале "Неприкосновенный запас", 2009. № 6 (68)).

Вряд ли кто-либо из участников music_action  располагает достаточной информацией, чтобы самостоятельно делать выводы. Мы же, в конце концов, не виртуальная конференция профессиональных историков (хотя значительная часть постов, помеченных тэгом "историческая память" - это работа с совершенно уникальными, выпадающими из поля зрения академических исследователей, историческими источниками; и песни, и видеоклипы предельно красноречивы, если говорить о субъективной истории, о том, как те или иные события отложились в коллективной памяти).

Та же " Balada Conducatorolui" всемирно знаменитого Taraf de Haïdouks при желании даст понять и почувствовать не меньше, чем какая-нибудь скупая историческая справка. Или, тем более, симфонически оркестрированный реквием в память о жертвах восстания в Тимишоаре, записанный тимишоарской же прогрок-группой "Pro musica" в 1990-ом году. Послушайте, это действительно очень сильное произведение.

Pro Musica - Timisoara (видео с документальной хроникой)

image Click to view



Группа "Pro musica" появилась на свет в начале 70-ых. Музыканты мечтали играть прогрессивный рок, занимались экспериментами со звуком, копались в видениях средневековых мистиков-визионеров, в барочных аллегориях, в древних песенных традициях Карпат, Балкан... Эти андерграундные порывы закономерно натолкнулись на цензурный запрет с обвинениями в контрреволюционности, в подпадании под иностранное влияние и т.д.. На протяжении многих лет лидер группы - Илие Степан (Ilie Stepan) - пытался сохранить творческую свободу и ядро команды, маскируя свои интересы под музыкальную этнографию, собирание фольклора и проч. (с 1976-го в стране действовал фактический запрет на публичное исполнение рок-музыки).

Pro Musica - Timisoara

image Click to view

революции в Восточной Европе 1989, антитоталитаризм, демократия, хроника, pro musica, ro, историческая память, гражданское общество, гражданская политика

Previous post Next post
Up