Kepa Junkera - Bok Espok

Feb 06, 2011 12:27

В предисловии к альбому "Etxea" Kepa Junkera португальский писатель Жозе Сарамаго уподоблял этого баскского фолк-музыканта архитектору, строящим музыкальный город, в котором есть звуки всех городов мира. Эта артистическая стратегия и есть подлинный мультикультурализм, а не тот унылый бюрократический жупел, который недавно походя пнули Анхела Меркель и британский премьер-министр Дэвид Кэмерон ("необходимо перейти к "мускулистому либерализму", при котором национальная идентичность формируется за счет демократии, равных прав, главенства закона и свободы слова"). См. ранее у Владимира Малахова: "Дискурс мультикультурализма, возникший на волне демократического обновления общества и связывавшийся с прогрессирующей гуманизацией человеческого общежития, выступил в совершенно новом качестве /.../ Общество, усвоившее мультикультуралистский дискурс, рискует попасть - и попадает - в ловушку. Исходя из демократического самопонимания, оно пытается перестроиться в соответствии с новыми реальностями. Последние же состоят в том, что единство сменилось плюральностью, монокультура - культурным разнообразием. Ключевые слова современного, отвечающего плюралистической реальности подхода - “понять чужую культуру", "преодолеть чуждость", "научиться жить вместе с другим/чужим" и т.д. При этом однако забывают, что "чужое" в значительной мере именно благодаря этому подходу и возникает. "Чужой" как раз конституируется в дискурсе Чужого. Но если мы это обстоятельство игнорируем, мы обречены истолковывать социальную проблематику как проблематику моральную. Проблемы социально-административного, хозяйственно-организационного свойства предстают в результате как проблемы “межкультурные” или "межэтнические". Вопросы обустройства совместной жизни индивидов и групп выступают как вопросы "диалога" (или "конфликта") культур. "Культуры" и "этнии" мыслятся в качестве от века существующих данностей. А поскольку таковых в природе не существует, начинается их интенсивное конструирование. Реактивный мультикультурализм наших дней - следствие девальвации ценностей, еще совсем недавно высоко котировавшихся. “Инакость”, которую мы привычно ассоциируем с моральным идеалом признания, стала кодовым словом для стратегий сегрегации. Апология инакости превратилась в проповедь чуждости. " (Малахов В.С. - Мультикультурализм и идеология "инакости").
+   +   +

Junkera, поющий на euskera (языке басков), гордящийся званием trikitilari (человек, играющий на диатоническом аккордеоне), видящий свою миссию в сохранении традиций и в сопротивлении культурной унификации, считает что единственный способ удержания старины - это вливание в него живого, экспериментального, адогматического духа. И поэтому он писал свои альбомы вместе с музыкантами иранского, корейского, арабского происхождения, с индейцами племени навахо, с фольклорными певцами коренных народов Латинской Америки, с американскими джазменами... Он связывает идею мультикультурализма не с дозированным присутствием экзотики, ради демонстративного показа толерантности и широты взглядов, и, тем более, не с "договором о ненападении", заключаемым между представителями разных городских общин, диаспор и субкультур; мультикультурализм, если уж на то пошло, исторически связан с признанием ценности культурного обмена, а не с правовым порядком (очевидно же, что гражданская идентичность - продукт согласия относительно правовых норм и ни у кого в гражданском обществе не должно быть никаких преференций перед законом).

Песня "Bok Espok" - из короткометражного документального фильма "El juego vasco de la pelota" (об игре, существующей с XIII века и распространенной басками-эмигрантами по всему миру).

Kepa Junkera - Bok Espok

image Click to view

открытое общество, толерантность, kepa junkera, мультикультурализм

Previous post Next post
Up