Я уже выкладывал в сообществе едва ли не десяток видео и песен итальянского рок-клоуна CapaRezza. Клянусь, никакой малой мзды от продюссера за этим нет :) Просто, по-моему, в обществах, подобных итальянскому, у музыкантов, выступающих в карнавальных жанрах (шапито, кабаре, сатира, пародия) - совершенно уникальные арт-активистские возможности и роли.
+ + +
Исторически, Италия - одна из стран догоняющей модернизации. В ней весьма пассионарны как группы, лоббирующие свободное предпринимательство (конфиндустрия - для крупных корпораций, бизнес-ассоциации и кооперативное движение - для малого и среднего предпринимательства), научный прогресс (университеты, исследовательские центры), глобализацию (интеграцию в Евросоюз etc), так и консервативные социальные организмы (Ватикан, местные сообщества в аграрных регионах, мафия и др.). Плотность общественной ткани здесь (формальные и неформальные связи, многомерная солидарность и проч.) такова, что может служить иллюстрацией к взаимоисключающим теориям социального капитала: и к тем, что видят в последнем условие мирного и демократического развития, и к тем, что указывают на парализующие модернизационный процесс эффекты самоорганизованной общественности (
история с утилизацией мусора в Неаполе в этом смысле чрезвычайно показательна).
За какую бы проблему не взялось правительство - тут же натягивается поле существующих интересов и групп, защищающих статус кво. Протолкнуть что-либо авторитарным образом практически невозможно: усилия администраций, законопроекты, принуждение силой правоохранительных органов натолкнутся на открытое или пассивное сопротивление, начнут буксовать и в конце концов окажутся перед необходимостью дебатов, переговоров и выработкой компромиссных решений. Коммуникативная рациональность правит бал в том числе и вопреки здравому смыслу, идеальным схемам экспертов, соображениям экономической выгоды. По весне правительство Берлускони объявило о необходимости бюджетного маневра, сокращающего госрасходы на 20 миллиардов евро. Все - за, все - понимают (кризис, нужда в стабилизации зоны евро). Но как только речь заходит об изменениях налогов и конкретных строчках бюджета... Торгуются, бастуют, выходят на манифестации, кипятятся в ток-шоу, организуют открытые дискуссии буквально все - от муниципалитетов, университетов, партий, НПО, деловых ассоциаций до полиции, госслужащих и т.д.
Несомненным минусом подобного положения дел является скорость принимаемых решений (поди-ка успей всех выслушать, со всеми договориться, каждого - уговорить), несомненным плюсом - даже не гражданское согласие (вот уж что - крайне недолговременная радость), а какая-то непрерывная состыковка формальных и неформальных общественных институтов, норм - с ценностями, законов - с обычаями...
И если кому-либо хочется что-либо радикально изменить, то начинать придется не с движения на вершины власти (этот ход мысли характерен для россиян: единственный субъект истории - тот, в чьих руках руль и гашетки репрессивного аппарата государства), а с... нравов, образа жизни, низовой социальности, повседневных культурных матриц, которые, если вдуматься, мощнее и влиятельнее, нежели политические, финансовые, промышленные, академические и прочие центры власти. Дабы доказать это, можно караванами приводить аргументы и наглядные свидетельства. Однако куда интереснее пытаться понять, каким образом можно работать с неформальными институтами, как их изменять, при помощи каких инструментов и практик... Ведь центральный затык каких бы то ни было модернизаций прежде всего здесь, а не в конкретных персоналиях, получивших министерские кресла, не в государственных программах реформирования, не в планах инвестиций и даже не в коррупционерах и прочих "врагах будущего".
+ + +
CapaRezza как раз тот игрок, который совершенно осознанно избрал "нравы" (неформальные социальные конвенции), как территорию арт-активистского воздействия. Цель его социально-ангажированных перформансов (ибо это не концерты, не шоу в обычном смысле) - не в индоктринации, не агитировании "за все хорошее против всего плохого", не в коллективном сбросе раздражения в адрес традиционных объектов гражданского недоверия (республиканские и региональные власти, владельцы и топ-менеджмент предприятий, банков, торговых сетей, спецслужбы и полиция...).
Юмор Капареццы язвителен и едок, однако он не унижает и не является способом самоутверждения за счет оппонентов (а в "песнях протеста" психотизма зачастую через край). Более того, чаще всего артист одевает маску ярого, носорожьего сторонника высмеиваемых обычаев. Так и в "Io Diventerò Qualcuno" ("Я Развлеку Кого-То Очень Важного"): песня и клип стебутся над механикой производства "общества спектакля", показывая как сызмальства формируется идентичность "извне ориентированного индивида" (термин юриста и социолога Дэвида Рисмена в "Одинокой толпе"; противопоставлялся "изнутри ориентированной личности" - фронтальной фигуре эпохи предпринимательского, а не потребительского капитализма).
Концертными выступлениями и интервью "Io Diventerò Qualcuno" было развернуто до размеров гражданской эпики: КапаРецца провозглашал наступление эры "коня Калигулы" (некогда назначенного представителем императора в римском Сенате) - времени, когда звезды и ТВ-персонажи, известные исключительно... своей известностью и частотой присутствия в эфире (участники реалити-шоу, телеведущие, пышногрудые veline, золотая молодежь из светских хроник...) должны объединиться в партию "Il Fronte dell'Uomo Qualcuno" (Фронт Очень Важного Человека) и выигрывать любые электоральные баталии, потчуя избирателей не унылыми предвыборными дебатами и скукотой вокруг цифр бюджета, а отменным Зрелищем, эгоцентризмом и эксгибиционизмом (например, предлагая соорудить космодром в Апулии, которые нафиг никому не нужен, но - явно же впечатляющая, монументальная штука!). В ту же степь - патчанка "
Mammalitaliani" от Apres la Classe, гениальная пародия на
"горизонтальных женщин Муссолини" от Данилы Сатраньо, "
L'Italia di Piero" и "
Meno Male" Симоне Кристикки.
Поколение, исторически призванное покончить с демократией и гражданским обществом, а также заменить "право избираться и быть избранным" "правом на ТВ-присутствие", CapaRezza называет Endemol generation (по имени голландского агентства, создающего популярные развлекательные передачи). Его роль - быть ревущей от восторга массовкой. Пока, надо сказать, поколение с этой задачей справляется.
Caparezza - Io Diventerò Qualcuno
В тексте масса потешных отсылок к итальянским реалиям (медиакратия, столкновения в Генуе 2001-го, антифашистское движение Сопротивления, коррупционные скандалы и др.), но если браться их разбирать - получится комментарий раза в три превышающий объем постинга.
RIT: Io diventerò qualcuno, non studierò non leggerò, a tutti voi dirò di no. Ecco perché diventerò qualcuno. Se vuoi parlare un po' con me ti devo addare al mio myspace.
Nel dopoguerra non c'era chi urlava nei comizi più di cherokee. Non c'erano TV colme di Nembo Kid ne radio attive come nubi a Chernobyl. C'era l'uomo qualunque, sostenuto dal Fronte dell'Uomo Qualunque. Nella schiena dei partiti affondo le unghie: "Io non sono di destra nè di sinistra, sono un uomo qualunque! E lo stato è demagogo, nel sistema bipolare non mi ci ritrovo..." Ooh, ferma tutto! Devo aver avuto un herpes, dato che questo sfogo non mi è nuovo. Vivo decenni dopo nello stesso clima che su questo fuoco getta più benzina ma non c'è più l'uomo qualunque, tutti sono qualcuno, tutti sono in vetrina.
Il qualcunista milita in una banda che prende piede se la prendi sotto gamba. Gode come te quando ti stendi sotto Ramba, ma è talmente finto che sembra un ologramma. Partecipa al raduno, di quelli che gridano "Italia uno!" poco prima di un programma. Scrive recensioni di cd nel web e non distingue Zenyatta Mondatta da Ummagumma.
E' una farsa, ha una cultura scarsa, ma non gli basta il ruolo della comparsa. Prima parla per bocca di Giorgio Bocca e poi la pensa come Giampaolo Pensa. Lascia nei forum commenti di boria, ma si... sono piccoli commenti di gloria.
Porta avanti una staffetta scorretta: non passa il testimone ma passa a testimonial.
"Il Fronte dell'Uomo Qualunque è il primo partito di questo paese. Grazie e arrivederci."
Bene, adesso mister e miss faranno del parlamento la Diaz del Blitz. Non distinguono il Foglio dal Manifesto, del resto io non distinguo Libero da Gin Fizz. La democrazia fa la fine del vip che ritrova H.P sull'uscio dell'hotel Ritz.
E siamo tutti nelle mani di chi? Di questi che per diventare qualcuno cambiano nick? Si, il Fronte dell'Uomo Qualcuno ha voti al cubo, mamma che dolore al culo, lo appuro, se questo è uno scherzo manca il sens of humor.
Uuh che manrovescio! Stiamo seppellendo nell'Endemol generation. Devo aspettare di perdere il mio diritto di voto per guadagnare il diritto alla nomination?