Jaromír Nohavica - Sarajevo

Jul 15, 2010 15:11

Образ Сараево открывает и замыкает крупнейшие исторические драмы ХХ века: цепочка событий, последовавших за убийством австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда, вывела к Первой Мировой Войне и крушению ряда европейских монархий; осада города югославской, а затем - после провозглашения независимости Боснии и Герцеговины - сербской армией (с 5 апреля 1992 года), воинствующий национализм и гибель мирного населения (12 тысяч убитых и около 50-ти тысяч раненых), медлительность и беспомощность ООН, вызвали к жизни апокалиптические прогнозы о грядущих гуманитарных катастрофах и столкновении цивилизаций, опасности возврата к эпохам религиозных войн и взрывоопасным регионально-этническим сепаратизмам, перекраивающим "поствоенное" мироустройство с его негласным табу на изменения государственных границ и новые парады суверенитетов.

Обвинения в геноциде, грабежах и зверствах звучали с обоих сторон конфликта. Один из самых процветающих в экономическом и культурном отношении городов Югославии стал местом массовых преступлений против человечности. Впервые после Нюренбергского процесса ООН было вынуждено учредить институцию, призванную максимально подробно установить факты геноцида, дать им юридическую оценку и восстановить судебную справедливость, установить долгосрочный мир в регионе.

К сожалению, несмотря на долгие годы работы Гаагского Международного трибунала для бывшей Югославии, его цели до сих пор не достигнуты (есть скрывающиеся от правосудия военные преступники, в зоне умолчания - причины немощности голубых касок в Сребреннице и др.), что признают и сами сотрудники трибунала (см. официальный веб-сайт с базой данных, с материалами расследований по отдельным кейсам - http://www.icty.org/). Право на историческую справедливость легко продекларировать, но по-прежнему крайне трудно реализовать. Ясно только, что иных путей нет: либо тайное о массовом насилии становится явным и, помимо оплакивания жертв, публично прозрачным образом устанавливается степень виновности конкретных преступников, либо - жизнь под бесконечно воспроизводящейся угрозой бесправия, мести и самосуда. То, что прошлая жестокость остается предметом политического давления и спекуляций на Балканах - неутешительный знак слабости системы международного правосудия и гуманитарного влияния миротворческих гражданских организаций.

Баллада "Сараево" чешского барда Яромира Ногавицы (альбом "Divné století" 1996-го года) - эпитафия погибшим и поэтический молебен некогда прекрасному городу, обезображенному ненавистью, тупостью и войной. Памяти сараевской трагедии также были посвящены " Covjek Sa Mjesecom u Ocima" Джордже Балашевича, " De l'autre côté du pont" Сальваторе Адамо, " Miss Sarajevo" Лучано Паваротти и U2.

Jaromír Nohavica - Sarajevo

image Click to view



Přes haličské pláně vane vítr zlý,
to málo, co jsme měli, nám vody sebraly,
jako tažní ptáci, jako rorýsi
letíme nad zemí, dva modré dopisy.

Ještě hoří oheň a praská dřevo,
ale už je čas jít spát,
tamhle za kopcem je Sarajevo,
tam budeme se zítra ráno brát.

Farář v kostele nás sváže navěky,
věnec tamaryšku pak hodí do řeky,
voda popluje zpátky do moře,
my dva tady dole a nebe nahoře.

Ještě hoří oheň a praská dřevo,
ale už je čas jít spát,
tamhle za kopcem je Sarajevo,
tam budeme se zítra ráno brát.

Postavím ti dům z bílého kamení,
dubovými prkny on bude roubený,
aby každý věděl, že jsem tě měl rád,
postavím ho pevný, navěky bude stát.

Ještě hoří oheň a praská dřevo,
ale už je čas jít spát,
tamhle za kopcem je Sarajevo,
tam zítra budeme se, lásko, brát ...

геноцид, гражданская война, jaromir nohavica, против войны, гуманитарная катастрофа, cz, авторская песня, историческая память, право на справедливый суд, преступление против человечности

Previous post Next post
Up