Giorgio Gaber - La chiesa si rinnova

Jul 13, 2010 13:00

История с выставкой "Запрещенное искусство" символична, поскольку  в ней как на ладони специфика отношений социально-критического искусства с государственными учреждениями культуры, судом, общественным мнением, прессой, сектором гражданских организаций и "темным гражданским обществом", с Церковью как "общественным институтом / гражданской корпорацией - и только". Однако, стоит согласиться с sanin , комментирующего случившееся прежде всего как ценностный конфликт модернистской части общественности с "конкордатом 1943-го", с "народом советского завета", с национал-патриотами, в головах которых православие, самодержавие и советская идеология образовали уникальную религиозную доктрину и политико-религиозную общность. Последняя, не имея возможности напрямую диктовать позицию РПЦ, стремится повлиять на нее, позиционируя свои действия как изъявление воли верующих и церковных иерархов - с одной стороны (придание веса высказыванию через отсылку к религиозному авторитету), и выражение гражданской совести - с другой (апелляция к нормам закона и неформальным моральным конвенциям, охраняющим от розни гражданский мир). Целью этих манипуляций является полное отождествление публичной сферы с государством, церковью и гражданским обществом, представление о социальном пространстве как нормативной тотальности (что свойственно для тео- и идеократий).

Медийный и блогосферный резонанс озвучил практически весь спектор позиций по этим поводам. За исключением одной, отстаивающей точку зрения реформаторских религиозных движений, видящей в Церкви и религиозной этике... ресурс для модернизации, а не заведомо консервативный, реакционный институт. В записях music_action , размышляющих над ролью христианских общин в движениях против расовой сегрегации, против апартеида, против диктатур и тоталитаризма etc довольно часто отмечалось, что глубокая религиозность и особая моральная осанка была свойственна многим из тех активистов, что изменяли мир, делали его более свободным и толерантным. В российской публичной риторике подобный взгляд фактически не представлен. Слишком заметно доминирование ценностно перекодированного советского отношения к Церкви, как к институции, которая мировоззренчески легитимизирует сословно-феодальный, корпоративный, неподвижный социальный порядок и потому является, если и не прямым врагом прогресса, то - анахронизмом, пережитком, колодками прошлого на путях исторического поиска и развития.
+   +   +

Песенка "La chiesa si rinnova" ("Церковь обновляется") легендарного миланского кантауторе-пересмешника Джорджио Габера написана в вольтерьянском и карнавальном духе: поэт от души иронизирует над тем, как Ватикан, после нескольких веков дискуссий, разрешил переводы Библии и мессы на национальных языках, позволил священникам носить штаны (ибо - "мущины") и стал выдавать Папу чуть ли не как тайного коммуниста за его энциклики в защиту бедных.

Giorgio Gaber - La chiesa si rinnova

image Click to view



Сатира меткая и ехидная, однако сильно упрощающая историческую роль церкви для складывания того самого просвещенного гражданского общества, которое учредило и продолжает настраивать правовое государство и эмансипированную, рациональную, демократическую общественную жизнь.

В средневековом противостоянии "луны и солнца" (светских и религиозных властей), в критике общественных нравов с позиций гуманистической христианской этики, во влиянии теологической учености и монашески строгого следования истинам-идеалам на университетскую субкультуру как в миниатюре отражены современные конфликты по осям гражданское общество vs государство, социальные движения vs институциональная политика, "дух закона" правозащитников и "буква закона" юристов. Нелепо, конечно, подавать Церковь как "первую НПО", однако отрицать ее роль в проведении принципа разделения властей было бы неверно.

Социальное пространство ныне куда более сложно дифференцировано и императив "богу богово, кесарю кесарево" должен иметь более развернутый вид. Церковь, как и любой социальный институт безусловно стремится влиять на государство, рынок, СМИ, судебную систему, систему образования или арт-среду (равно как и наоборот). Однако опыт последней пары столетий самым красноречивым образом свидетельствует о том, что разделение властей - необходимое условие прежде всего для автономии и полноты собственно религиозной жизни (обращение к Богу не должно быть следствием принуждения, искренность участия в жизни прихода - условие спасения души и др.).

Произошла не секуляризация культуры, а ее фрагментация и усложнение: ученые давным давно не обязаны оправдывать свои открытия через установление соответствий с текстом Писания, судьи руководствуются сводами кодифицированных правил, а не "последним постановлением Бюро партии Икс", художники вправе опираться на авторские концепции искусства, а не госзаказ, предприниматели ориентируются на логику рынка, а не приказы милитаризованных правительств... Все это не означает, что ценностно дифференцированное социальное пространство похоже на подлодку с наглухо изолированными отсеками. Автономия сфер так или иначе остается предметом постоянного баланса: артистическая независимость, академические свободы, рыночная конкуренция, конфликт политических интересов и проч., опираются на демократические процедуры и здравый смысл, который на поверку оказывается залежью отнюдь не теоретического опыта (гуманистические ценности - не подарок жаворонками парящих интеллектуалов, а то, что выстрадано в подвалах инквизиции, в окопах мировых войн, в бараках концлагерей, в нечистотах эпидемий...).

Российское общество, так же как и большинство европейских, эти уроки получало (равно как и подзатыльники истории в связи со своими радикальными социальными экспериментами) и, хочется верить, на уровне институций - все же усвоило. Понятны опасения тех, кто видит в клерикальном обскурантизме тот же тренд, что стоит за монополизацией политической власти и сжатия  ее законодательных, исполнительных и судебных ветвей до внешнего подобия "единого ствола".

Однако история с "Запрещенным искусством" в сахаровском доме-музее, при всем полыхании страстей и нервотрепке, может быть осмыслена и в позитивном ключе: государство удержалось от соблазна лезть не в свою епархию, РПЦ воздержалась от публичной поддержки национал-хоругвеносцев и православно-советских мракобесов, арт-сообщество хоть в каком-то виде наконец-то проявило себя именно как сообщество... Нет ничего страшного в конфликтах, яростных спорах и судебных разбирательствах. Если, конечно, определение идентичности и правил сосуществования происходит без насилия.

Il mondo ha fretta, continua a cambiare
chi vuol restare a galla si deve aggiornare.
Anche la Chiesa vuol sempre far meglio
ogni tanto si riunisce per fare un concilio.
Giungono a Roma con gran convinzione
venticinquemila preti da ogni nazione.

E la Chiesa si rinnova per la nuova società
e la Chiesa si rinnova per salvar l’umanità.

Si parla, si discute di mille questioni
si prendono in esame già mille soluzioni.
Si parla del divorzio senza falsi segreti
di dare il matrimonio anche ai poveri preti.
Si parla della pillola e di altre cose affini
perchè la gente al mondo fa troppi bambini.

E la Chiesa si rinnova per la nuova società
e la Chiesa si rinnova per salvar l’umanità.

Bisogna dare atto a questi signori
le cose più urgenti le han rese migliori.
E dopo tanti anni che aspettavamo invano
la messa, finalmente, si dice in italiano.
E si è stabilito, dopo mille discussioni
che il prete, essendo uomo, può portare i pantaloni.
E se il venerdì mangiare il pesce ti secca
non fare complimenti, puoi farti una bistecca!
Ed oggi, a causa di una recente intervista,
tutti dicono che il papa è diventato comunista.

E la Chiesa si rinnova per la nuova società
e la Chiesa si rinnova per salvar l’umanità!

giorgio gaber, реформация, сатира, против фундаментализма, вольнодумство, актуальное искусство, адвокация, открытое общество, свобода творчества, it, гражданское общество, социальная эмансипация, антиклерикализм, активистская субкультура

Previous post Next post
Up