Читали "
…заслуживают, чтобы их застрелили…" Кирилла Кобрина? И как Вам? Текст с неприятным осадком: автор вроде бы и признает, что расстрел манифестантов в Лондондэрри был преступлением, однако последующий пассаж в духе "нет правды на земле, но правды нет и выше" в сочетании с ехидным вступлением насчет стоимости правосудия как будто обесценивает публичное признание ответственности за произошедшее 30 января 1972 года, сделанные британским парламентом парламентом и премьер-министром.
"Но нас здесь интересует не столько британский, североирландский сюжет, сколько вопрос, на первый взгляд, отвлеченный, а на самом деле - очень даже насущный. Вопрос этот о Зле, существующем в нашем мире, и о том, что это Зло никогда не наказывается, и справедливость никогда не торжествует. "Как же так? - воскликнет удивленный читатель, - не может быть! Ведь был Нюрнбергский процесс, и вот Эйхмана поймали. И Милошевича. И Чарльза Тейлора!". Помилуй, дорогой читатель, неужели ты действительно думаешь, что приговор кучке немолодых мужчин в мешковатых костюмах искупил все, что происходило в континентальной Европе с 1933 по 1945 год? Что десятки, сотни тысяч палачей, просто убийц, насильников и садистов решительно переменили свои взгляды, переквалифицировавшись из солдат и полицейских в слесарей, садовников и банковских клерков? Что все эти разговоры о преступлениях Гитлера и компании хоть что-то значат для, скажем, семейственного австрияка, который с гордостью показывает висящий на стене портрет деда в эсэсовской форме? Или, дорогой читатель, ты видел хотя бы одного наказанного НКВД-шника, ГПУ-шника, КГБ-шника, да что там "наказанного", просто мучимого совестью? Или роняющего скупые коммунистические слезы "красного кхмера"? Как там с радостью жизни у полковника Буданова? Или у так и не пойманных извергов из ИРА, взорвавших как-то раз жителей североирландского городка Ома?".
Пафос скептического отношения к "поп-покаяннным жестам" особенно нелеп на полит.ру. Кому Кирилл предлагает согласится с тем, что исторической справедливости не существует? Аудитории в России? Она покаянными публичными жестами, как и он сам пишет, отнюдь не балована: ни как производитель оных, ни как зритель. В мире же -
ситуация меняется. Не только с символическим признанием вины: люди, совершившие военные преступления, убившие сотни людей и продолжающие безнаказанно ходить по улицам, должны быть осуждены. Если этого не происходит - значит быть и другим преступлениям против человечности. Так что глупо выдавать расследования и манифестации памяти жертв за жажду мести или фантомные боли за прошлое.
+ + +
Литература, посвященная философским теориям гражданского общества, напичкана подсознательным гегельянством: де, гражданская активность подразумевает "развитую структуру личностного самосознания", делающую видимой паутинную взаимосвязь между частным, публичным и государственным, ситуативно-сиюминутным и историческим, ощущаемым кожей или щупальцами абстрагирования; только культивируя навык дозора с высоты полетов "сов Минервы", человек, погруженный в рутину повседневности, в домашние хлопоты и закуток профессиональной карьеры, испытывает интерес к принципам и идеям, описывающими не только его подручные хлопоты, фантазии и переживания, а реальность многофигурных, многослойных, сложносочиненных социальных состояний; только "возвышаясь в мышлении", слова вроде "права человека", "равноправие", "правовое государство", "справедливость" etc перестают выглядеть миражами яйцеголовых, манками для возбуждения электората, набором выцветших бандьер Великой Французской революции - они превращаются в "социальную мускулатуру", в то, что не менее реально и значимо, нежели тарелка супа, любовная ласка или ремонт смывного бачка. И только тогда у человека появляется мотивация к защите или поддержке гражданских прав, только тогда - на улицу выходит гражданское общество, а не толпа, наэлектризованная холодом, голодом или опытным демагогом.
Построения с "абсолютным духом", первоклашкой скачущим по ступенькам истории, выглядят красиво и убедительно, но действительность, как всегда, куда зеленее теории.
Пример, о котором много писалось в
music_action - правозащитная ассоциация "Матери с площади Мая" (Las madres de Plasa de Mayo ). Это и сейчас одно из самых мощных и авторитетных гражданских объединений в Аргентине. Ее создали не университетские очкарики, мечтающие о прогрессе и не прагматичные потребители, осознавшие выгоды продвижения корпоративного интереса. Организация, занимающаяся защитой гражданских прав, прессингом на судебные, исследовательские, журналистские, политические институты (с требованием расследований преступлений военной диктатуры в Аргентине), сохранением исторической памяти о жертвах политических репрессий и т.д. опирается на древний, бессознательный и непобедимый материнский инстинкт. Женщины, многим из которых сейчас под 70 лет, не боялись манифестировать с портретами своих сыновей в центре Буэнос-Айреса еще до того, как хунта пала в 1983-ем. Не отступились они и в 2010-ом, настаивая на том, что пока не раскрыта каждая судьба, пока не осуждены каратели из "эскадронов смерти", виновные в убийствах, пытках, исчезновениях, кражей детей, пока общество и государство не получили стойкий иммунитет против повторения трагедии - женщины в известных на весь мир белых косынках не сбавят обороты (см. "
Cueca solo" Стинга в Буэнос-Айресе 2007-го).
+ + +
Марина Эредиа свое исполнение "Tango de las Madres Locas" посвятила "Матерям Площади Мая". Это простительная вольность: ее наверняка одобрил бы автор произведения - андалузийский композитор Карлос Кано, известный, помимо всего прочего, стойкостью гражданской позиции в отношении диктатуры генерала Франко в Испании и жестами артистической солидарности в адрес музыкантов, живших в условиях цензуры и преследований. Кано также был одним из первых подписантов знаменитого "Manifiesto Canción del Sur" и участником антиавторитарного гуманитарного движения, основанного на его тезисах (о родстве с поэтикой движения заявляли
Хоакин Сабина,
Пако Ибаньес,
Чичо Санчес Ферлосио,
Луис Льях...)
Marina Heredia - Tango de las Madres Locas
Click to view