Стинг, вероятно, проклял тот день, когда согласился на личные уговоры дочери Ислама Каримова дать концерт в Узбекистане осенью 2010 года. За выступление певец, известный многолетней поддержкой правозащитного и экологического движений, получил 2 миллиона фунтов. Бывший посол Великобритании в Узбекистане - Крейг Мюррей - прокомментировал событие не по-дипломатически резко: "Похоже, Стинг - лицемер. Он невероятно глуп, если не знает, что это за режим [в Узбекистане]".
По данным правозащитных организаций (см.
лента новостей), в узбекских тюрьмах сейчас содержится свыше 6000 политических заключенных (ко многим применяются пытки), так и не было проведено расследований
массовых убийств правительственными войсками жителей города Андижан, протестовавших против бедности и коррупции в 2005-ом году (в
рейтинге Transparency International Узбекистан по степени коррумпированности находится на 174 месте среди 180 стран), на хлопковых полях страны ежегодно используется принудительный детский труд (в докладе под названием "
Рабская нация" Environmental Justice Foundation пишет, что в сентябре государство бесплатно сгоняет на плантации до миллиона детей старше 10-летнего возраста)... Вероника Зенте Голдстон, эксперт
"Хьюман Райтс Вотч" по Центральной Азии говорит: "Мы классифицируем Узбекистан среди самых репрессивных правительств в мире. Практически на таком же уровне, как Бирма или Северная Корея. Это ад для прав человека".
В ответ на критику СМИ и волну возмущения в блогах, Стинг оправдывался тем, что был уверен, будто концерт был организован под эгидой ЮНИСЕФ (это неправда). Только после нажима прессы он пошел на откровенность, говоря что знал о положении людей в Узбекистане, но принял решение выступать, потому как "культурные бойкоты не только бессмысленны, но и контрпродуктивны". В устах человека, который некогда публично поддерживал международный бойкот режима апартеида в ЮАР последняя фраза звучала не слишком убедительно.
Когда осуждение музыканта достигло пика, Стинг высказался в духе, что он - за открытый рынок идей и искусства, что диктаторские режимы при изоляции делают жизнь народа параноидальной и островной, что Исламу Каримову было безразлично, кто именно поет в его стране, поскольку "он герметичен в своем средневековом тираническом мышлении".
Sting - Desert Rose (Remix)
Click to view
Кто прав в этой ситуации обсуждать бессмысленно. У Стинга, как и у любого свободного человека, есть выбор и этическая автономия в принятии решений. Публике также не возбраняется по-разному оценивать поступок артиста: обвинять его легитимации диктаторского режима (поскольку гонорар выплачивало государство и это был официозный концерт), объявлять о моральном бойкоте и т.д. Если б музыкант был эстрадной пустышкой, от ташкентского перформанса вряд ли бы случился такой резонанс. Сам факт скандала и проблематизации - косвенное признание значимости арт-активистской составляющей имиджа рок-певца.
Poll арт-активистская репутация