Leave a comment

marchenk April 27 2010, 18:43:10 UTC
Не берусь ответить в деталях.

Очевидно, ссылок на формальные признаки - общность языка, культурной памяти и т.д. недостаточно. И от официальных девизов отталкиваться - тоже грешит упрощением (у Евросоюза - "Единство в многообразии", у британцев - "Бог и право личности", у немцев - Einigkeit, Recht, Freiheit)...

То, что на уровне гражданских идей нет принципиальной разницы между немцами, французами и т.д., на мой взгляд, указывает на то, что чем дальше, тем больше идея гражданственности будет отрываться в теории и в практике от идеи государства. Сказать, что это прекрасно... Не знаю, насколько прекрасно, поскольку с закатом национальных государств совершенно непонятно, на чем будут крепиться права и свободы без гарантий и полномочий исполнительной власти.

О точках сборки конкретно немецкой гражданской идентичности... Сдается мне, что она - не столько предмет мечты, сколько продукт отталкивания (чувство вины за опыт нацизма - несомненный конституирующий фактор).

Для меня эти вопросы - все-таки факультативная вещь. Для повседневной, бытовой прагматики сейчас вовсе не обязательно иметь ответы на них. Это в начале века Розанов при знакомстве задавал стандартную серию: вероисповедание, национальность, семейное положение, политические убеждения и т.д. Это была важная информация, от ответов зависел как минимум формат общения, выбор тем и т.д. А сейчас... национальность становится "частным делом" (то же, чуть раньше - с религией).

Reply

shuravi April 27 2010, 18:52:23 UTC
национальность как гражданство становится частным делом - ну, пока очень в начале этот процесс...

Но как раз в прагматике и встает вопрос - что такое наша гражданская нация. Когда все чувствуют, что она есть, вопрос не очень встает. Разве что иммигрантов обсуждать и их адаптацию А вот когда ее скорее нет и пока не было, то это болезненнее. Это я про Россию, понятно. Что болезненно, видно уже по тому, как реагируют люди на эту тему. Практически в любых кругах, по-моему.

Reply

marchenk April 27 2010, 19:11:29 UTC
не, национальность как гражданство, конечно, не "частное дело", когда речь идет о несостыкованных юридических порядках
а так - едет британский пенсионер жить в Испанию, дом покупает... зачем ему - про гражданскую нацию, британскость и т.д.?

Россия, Украина, Грузия и т.д. - другая история. Слишком асинхронные общества (такое впечатления, что между "Москвой" и Барнаулом... дистанция в десятилетия), слишком демонстративно подчеркиваются различия в социальных статусах, доходах и т.д.

Reply

tact_media May 23 2010, 10:52:17 UTC
кстати, а как прагматически относится к концепту "гражданская нация" в нынешнем контексте?

участвовать в его государственной раскрутке (были же неуклюжие, но вполне искренние потуги "русского проекта" единороссов и проправительственных молодежек: перекодировать "русскость" из этнонациональной в гражданскую идентичность, стереть ксенофобские коннотации и т.д.)?

пока, похоже, вне зависимости от намерений "строителей нации" массовое сознание сносит тему в более привычный и косный ксенофобский контекст (изоляционизм, национальная исключительность, особый путь и прочие причандалы)

Reply

shuravi May 23 2010, 20:43:01 UTC
ну, во-первых, смотря по тому, нравится ли Вам сам концепт в его идеальном виде.

Если да, то смотря по тому, какую социальную роль Вы вообще себе отводите. Можно же, например, не участвовать в проектах ЕдРа, а в каких-то других, или придумывать свои. Гражданская нация, в конце концов, только сверху не делается

Reply

tact_media May 24 2010, 06:28:14 UTC
Признаться, концепт не нравится. Особенно, если доводить его до идеального, т.е. логически завершенного вида. На выходе, как ни крути, получается "корпоративная идентичность", чей эгоизм хоть и держится на других, более модерных и рациональных основаниях, но все одно - дает эффекты обособления, противопоставления и т.д.

Другое дело - не очень понятно, чем его можно сменить. Вся современная "социальная архитектура", включая права человека и т.д., держится на гражданских нациях и их государственных, правовых, экономических и прочих инфраструктурах. Идея, бывшая некогда безусловно прогрессивной (в политическом и гуманитарном смыслах) и служившей чем-то вроде маяка или горизонта, сейчас превратилась скорее в тормоз и ограничение. В лучшем случае, она работает на "демократию участия" и на трансформацию "злокачественного национализма" в умеренный. Хочется же другого - понять, каким образом можно принципиально изменить парадигму, каким образом возможен пост-национальный мир. На уровне персональной этики, групповых активистских практик и т.д. выходы видны (космополитизм, транснациональная глобализация и проч.), но представить мир без гражданских наций - это все равно что отменить институт государственности как организационный каркас "всего всего". А это уже - утопия.

Reply

shuravi May 25 2010, 06:24:48 UTC
я думаю, идея не может быть вообще прогрессивной или нет.
зависит от места и времени. да и реальная форма той или иной идеи тоже от этого зависит.

Reply


Leave a comment

Up