Дубина читал. Вообще, за последние несколько лет в России было несколько больших журнальных дискуссий (не только о Гулаге, но и о памяти вокруг Второй Мировой, вокруг Праги-68 и Будапешта-56, вокруг 70-ых). Все более менее понимают, чем мы не Польша и не Чехия (не говоря уж о разборе полетов со Штази). И у нас один в один быть не может.
Тогда возникает вопрос: а как? Вариант с "притопленным прошлым", в котором суда не было ни над конкретными персоналиями, ни над режимом, ни над "особо людоедским отрезком" в истории режима (сталинизмом), как видишь, привел к плачевным результатам (не буду здесь причитать над "советским ренессансом" при Путине; понятно, что это по большей части журналистский штамп).
Идея процессов все же не в "гвождении" и не в моральной травле тех, кого угораздило добровольно или из-за шантажа сотрудничать с политической полицией. Тот же Ногавица, чей кейс после некоторых раздумий я все же озвучил здесь, продолжает ездить с гастролями, он действительно очень талантливый бард и, судя по откликам, порядочный и добрый человек. Любовь публики он сохранил. Не благодаря и не вопреки. "Встреча с реальностью", на мой взгляд, всегда хороша по последствиям. Она - лучше, чем спертый подозрениями и умолчаниями воздух. Та же "де-героизация" - такая же часть "очеловечивания", как и покаяние перед невинными жертвами. P.S. Блин... Все время чувствую себя неловко из-за "перекрестных сносок" между правом и этикой. Только иных слов для описания всех этих наворотов нет. Процент "выходящих на площадь" по идеологическим мотивам в любом обществе ничтожно мал. И даже высыпающих по крайней нужде - тоже. Слова по беспокойную совесть и т.д. расплывчаты, но точнее их не бывает.
Тогда возникает вопрос: а как? Вариант с "притопленным прошлым", в котором суда не было ни над конкретными персоналиями, ни над режимом, ни над "особо людоедским отрезком" в истории режима (сталинизмом), как видишь, привел к плачевным результатам (не буду здесь причитать над "советским ренессансом" при Путине; понятно, что это по большей части журналистский штамп).
Идея процессов все же не в "гвождении" и не в моральной травле тех, кого угораздило добровольно или из-за шантажа сотрудничать с политической полицией. Тот же Ногавица, чей кейс после некоторых раздумий я все же озвучил здесь, продолжает ездить с гастролями, он действительно очень талантливый бард и, судя по откликам, порядочный и добрый человек. Любовь публики он сохранил. Не благодаря и не вопреки. "Встреча с реальностью", на мой взгляд, всегда хороша по последствиям. Она - лучше, чем спертый подозрениями и умолчаниями воздух. Та же "де-героизация" - такая же часть "очеловечивания", как и покаяние перед невинными жертвами.
P.S.
Блин... Все время чувствую себя неловко из-за "перекрестных сносок" между правом и этикой. Только иных слов для описания всех этих наворотов нет. Процент "выходящих на площадь" по идеологическим мотивам в любом обществе ничтожно мал. И даже высыпающих по крайней нужде - тоже. Слова по беспокойную совесть и т.д. расплывчаты, но точнее их не бывает.
Reply
Leave a comment