Нет ничего удивительного в том, что авангардные маркетинговые, рекламные и пиаровские технологии при минимальной коррекции повсеместно внедряются в сферу предвыборной политической конкуренции и более объемную публичную сферу гражданского общества (даже в изрядно приплюснутом государством российском третьем секторе как специальный, требующий профессионализации, вид деятельности постепенно выделяются социальный маркетинг и реклама, социальное предпринимательство и фандрайзинг, PR некоммерческих организаций и отдельных акций, проектов, кампаний).
Сам факт переноса инструментария на почву общественных подпространств, которые выстроены в иной логике, нежели рынок (политика, религия, наука, культура, право, семейные и межличностные отношения и др.), бдительными критиками может быть проинтерпретирован как угроза их автономии («вон торговцев из храма», «все равны перед законом», «любовь нельзя купить» и др.) и опасный знак неоправданной экспансии коммерческих отношений. Как предупреждение о «переходе границ» подобная критика, безусловно, крайне важна и необходима.
Правда я бы не стал, как это делает в статье
"Yes, we can!". Агонистические пространства демократии" замечательный арт-критик Ольга Копенкина, выдавать сигнал аларма за повод для паники: за столетия существования капиталистической цивилизации, зацикленной на критериях экономической производительности (прибыли), был выработан миллион способов затолкать «рыночное», «политическое», «артистическое» и т. д., в специально отведенные для них места (что разумеется, не страхует от появления «диверсантов» и не отнимает ценности от усилий убежденных сносителей границ между кафедрой и амвоном, аукционом и галереями, театром и улицей, аттракционами и залами суда). Выборы в демократическом государстве похожи и на бейсбольный матч, и на ток-шоу, и на артистический перформанс, и на campaigning какой-либо соцзащитной конторы или профсоюза. Но в обществе, научившемуся практиковать сложную дифференциацию отношений, это сходство никогда не ведет к тождеству. Трактовки государства как семьи, церковной общины, армии, промышленной корпорации и проч., так и останутся публицистическими метафорами, позволяющими окинуть взором океан через каплю. Факт разработки Интернета по заказу Пентагона не помешал использовать этот инструмент коммуникации для мирных социальных нужд.
Если что и настораживает гражданское общество по-настоящему - так это фундаменталистские дискурсы «тотальной политизации», «тотальной клерикализации», «тотальной коммерциализации», «тотальной милитаризации» etc. В транзитных, «турбулентных» обществах, подобных постсоветским, мания детерминистского, редуцирующего объяснения всего и вся через очередную реконструкцию схемы «базиса и надстройки» достала до колик. Внутри таким образом сфокусированного теоретического взгляда рано или поздно начинают колоситься властные монополии концлагеря, заметные и без очков в шесть диоптрий.
Its Time For Campaigning - A Musical Satire Of The American