Открытый конкурс работ художников, иллюстраторов и комиксистов из зала суда над Михаилом Ходорковским и Платоном Лебедевым:
http://risuemsud.ru (спасибо
skuzn ).
Конкурс «Рисуем суд» и последующая за ним выставка - это цивилизованный и понятный способ разобраться с гетеротопией сегодняшнего российского суда и представить эти размышления зрителю, обратившись к суду над Ходорковским как к одному из важных событий современной российской действительности и как к очередному явлению в вечном взаимодействии человека и закона /.../ Конкурс ставит целью дать художникам возможность выразить любую политическую, эстетическую и этическую позицию, но прежде всего - соприкоснуться в зале суда с живой реальностью судопроизводства.
О
суде над Михаилом Ходорковским, Платоном Лебедевым, Алексеем Пичугиным написаны километры статей. Кто хотел сложить мнение - давно это сделал. Равно как и выводы о том, как в стране соблюдается "
право на независимый и беспристрастный суд".
Жаль, что внимание общества сосредоточено исключительно на политико-экономической подоплеке судебного процесса. "Дело Юкоса" - это еще и дело "Открытой России": целой агломерации гражданских и гуманитарных проектов (одноименный фонд, "Новая цивилизация", Федерация Интернет Образования и др.), большая часть из которых была целенаправленно уничтожена преследователями (дай здравия выжившему Клубу региональной журналистики, созданный
yasina ).
Помимо акций и пикетов в поддержку заключенных по делу Юкоса, в сети появлялись музыкальные видеоклипы против "Басманного правосудия".
"Ленинград" и Кипелов - Свобода.
Click to view
Тимати - Вопросы
Click to view
Khodorkovsky song
Click to view
В конкурсе участвуют работы, опубликованные на веб-сайте «Рисуем суд» или на других конкурсных площадках в Интернете. Участие в конкурсе автоматически подразумевает ознакомление и полное
согласие участников с правилами. Прием работ на конкурс осуществляется с 10 июля по 8 сентября 2009 года включительно.
Участники должны посетить открытый процесс по делу Михаила Ходорковского и Платона Лебедева. Слушания проводятся по будням в Хамовническом суде (
подробнее о том, как попасть на процесс).
Для регистрации на веб-сайте «Рисуем суд» и подачи работ на конкурс каждый участник должен ввести
специальный код, полученный им в зале суда.
История жанра
У судебных художников всегда было много работы: сначала за отсутствием фотографии, потом за недозволенностью ее в залах судебных заседаний, а потом - просто потому, что рисунки из зала суда нередко говорят больше, чем фотографии. Сейчас расцвет жанра миновал - спад начался после того, как в конце 1970-х суд во Флориде постановил, что в американских залах суда допустима фотосъемка. Однако и по сей день суд часто не готов рискнуть превращением процесса в реалити-шоу и фоторепортеры допускаются в залы заседаний не всегда. Порой судебный художник работает в паре с судебным репортером, который выбирает, какую сцену художнику надлежит изобразить, но "желтого" репортерства в судебном рисунке практически не бывает - профессия не та. Очень деликатная работа. Легко понять, почему она предпочтительнее судебной фотографии.
Судебные художники пользуются разной техникой - от карандашных набросков до акварели. И с точки зрения жанров судебный рисунок тоже разнообразен - от портретов до бытовых сцен. Судебную живопись и судебное рисование объединяют не техники и жанровые нюансы, а обстоятельства рисования и определенным образом устроенный глаз, способный уловить и запечатлеть мимолетное.
Историю судебного рисунка можно, пожалуй, отсчитывать с Оноре Домье и его серии литографий "Служители правосудия" (1835-1848). В России (потом в СССР, потом опять в России) художников начали допускать к работе в судах в середине XIX века. На процессе по делу первомартовцев в 1881 году рисовали врач и путешественник Павел Пясецкий, художник- передвижник Владимир Маковский и полицейский художник А. Насветевич. Сохранились зарисовки с судебного процесса по делу Бейлиса.
Знаменитая картина маслом "Конец. Последние часы в ставке Гитлера" Кукрыниксов и их графическая серия "Обвинение" (Военные преступники и их защитники на Нюрнбергском процессе) создавались по мотивам того, что художники увидели и услышали на суде над нацистскими преступниками. Рисовал нюрнбергских фигурантов и карикатурист Борис Ефимов ("Нюрнбергская серия").
В США своими судебными рисунками известны десятки крупных художников.
Американский художник-иллюстратор Лео Хершфилд (1904-1979) работал на процессах "Чикагской семерки", обвиненной в заговоре с целью мятежа; "Хэррисбёргской семерки" и "Гейнсвиллской восьмерки", выступавших против войны во Вьетнаме, а также на судебных заседаниях по делам педиатра и правозащитника Бенджамина Спока; Уильяма Кэлли, приговоренного к каторге за бойню во вьетнамской деревне Милай; Клея Шоу - единственного обвиняемого по делу об убийстве президента Джона Ф. Кеннеди; Джека Руби, обвиненного в убийстве Ли Харви Освальда; Артура Бремера, которого судили за покушение на убийство кандидата в президенты Джорджа Уоллеса; Джеймса Эрла Рея, убийцы Мартина Лютера Кинга-мл. и др.
Известный художник комиксов Дик Рокуэлл (1920-2006) рисовал на процессах по делам леворадикальной партизанской организации Weather Underground и Black Liberation Army.
Журналистка и художница Розали Риц (1923-2008) рисовала на процессах Патти Хёрст, примкнувшей к леворадикальной организации "Симбионистская армия освобождения"; на процессах убийцы сенатора Роберта Ф. Кеннеди, Сирхана Сирхана; на суде по делу Чарли Мэнсона и на процессе "черных пантер" - Анджелы Дэвис и Хьюи П. Ньютона. Вместе с ней Чарли Мэнсона, Патти Хёрст и Сирхана Сирхана рисовал Билл Линьянте.
Полетт Фрэнкл работает в суде по сей день; среди тех, чьи процессы она изображала, - Дж. Тони Серра, Элли Неслер и Тед Бинион.
В 2005 году, в Москве, состоялась выставка художника Павла Шевелева "Рисунки по делу" - зарисовки из Мещанского суда, где рассматривалось дело Михаила Ходорковского и Платона Лебедева. Когда в интервью "Новой газеты" художника спросили, что показалось ему наиболее интересным, Шевелев ответил: "Наиболее интересным было то, что в Москве 50 тысяч художников, но ни одному не пришло в голову рисовать этот процесс. И пять миллионов людей, которые сюда не заходят".