Leave a comment

llynden July 17 2009, 07:17:24 UTC
Спасибо, Артем. С известия о смерти Наташи именно эта песня у меня в голове и звучит.

Reply

marchenk July 17 2009, 07:48:46 UTC
Да, к ней никакие реквиемы не идут.

Вроде все на Высоцком росли, читали в детстве нужные книжки... А сейчас - глянешь в инет, а там столько злобы и бесовщины какой-то вокруг этого убийства... Оторопь берет. Если даже о Наташе могут так писать, то - мы внутри какой-то чудовищной антропологической катастрофы.

Reply

llynden July 17 2009, 07:56:25 UTC
"взвоешь, скорбя" и "без кожи останешься вдруг" - очень, очень точно :(

к сожалению, на Высоцком росли не все. Если посчитать - это очень небольшое поколение, кто именно рос на нем, когорта лет 9-10... да и из них не у всех резонирует. Ну да, есть из более старшего и более младшего поколений Такие Люди... но про антропологическую катастрофу не могу не согласиться. Есть люди - пессимисты и "параноики" (но это не значит, что за ними никто не следит...), с очень четким "чувством смерти", и с очень четким чувством "содержания кислорода в воздухе" мысли и поступков.

У Макаревича была песня про то, что бывает, если на корабле извести всех крыс. Вот с этими пессимистами, к которым я себя отношу иногда, те же проблемы.

Reply

marchenk July 17 2009, 08:25:54 UTC
Не хочется верить, что это необратимый процесс ( ... )

Reply

llynden July 17 2009, 08:58:01 UTC
это не необратимый процесс. Это волна. Когда она схлынет, будет другая волна. Мой учитель говорил, что история России развивается циклами лет по 90: смутное время - взлет культуры - насильственное потрясение страны - террор - реакция - оттепель - застой - смутное время. И 19й, и 20й век, как минимум, укладываются в эту схему. М.б. и раньше, но эту часть истории я - позор на мои седины - знаю хуже ( ... )

Reply

marchenk July 20 2009, 09:38:05 UTC
Даш, есть что-то "нечеловеческое" в теориях волн. Я как философ не доверяю механическим или органическим трактовкам социальных процессов: социальные законы - не законы природы, гуманитарное развитие невозможно "технологизировать". То, что российские реалии описуемы в метафорах "колес" и циклов - это, имхо, не констатация фактов, а программирование нашего отношения к ним ( ... )

Reply

marchenk July 20 2009, 09:44:02 UTC
в продолжение...

Странно звучит, но "основная нагрузка" по социализации деятельности "Мемориала" и др. в силу массы объективных причин не может быть взята теми, кто в стаффе таких организаций. Это могут сделать люди, чьи биографии... чем-то напоминают наши с тобой (те, кто устойчиво связывает себя к каким-либо сообществом, но не занят "текучкой", кто зарабатывает профессией, но тянется "к социогуманитарному действию").

Reply

al_ven July 17 2009, 15:19:08 UTC
"Не хочется верить, что это необратимый процесс.

да, не хочется верить, но, похоже, что система (общество как система) "идет в разнос".
признаков антпропологической катастрофы все больше.

Reply

marchenk July 19 2009, 09:34:46 UTC
И как вести себя внутри этого? Вставать против лавины? Смириться с неизбежным и спасать то, что можно спасти? Начинать думать "что будет потом"?

Reply

al_ven July 19 2009, 09:47:45 UTC
эти вопросы я и сам себе задаю...
боюсь, что "рационально обоснованного" ответа, да еще и "для всех" нет.
борцы "по духу", желающие бороться и умеющие это делать - пусть борются; мыслители, мастера радикальной критики - пусть критикуют, пишут тексты, выступают; активисты - спасают (экологию, права человека, животных)... главное, чтобы не спали люди, а слышали свой какой-то внутренний зов и были верны СВОИМ убеждениям.

Reply

marchenk July 19 2009, 17:57:10 UTC
"По-прежнему" - бессмысленно. И бороться, и критиковать, и спасать. Те, кто хоть что-то делает и без того мобилизованы и завалены работой до предела. Сил на коммуникацию, на расширение активистского сообщества ни у кого нет (эмоциональное ощущение диссонанса со средой - дикое совершенно). Самого по себе притока людей в уже существующие организации или в какие-то новые почти не заметно (и это при том, что количество людей, критически осмысляющих происходящее вырос в разы ( ... )

Reply

al_ven July 19 2009, 20:54:45 UTC
"Сейчас - совершенно убежден, что дело не в этом, а только в том, что мало у кого отторжение от действительности и желание что-либо изменить является настоящей - личной - потребностью ( ... )

Reply

marchenk July 20 2009, 09:23:08 UTC
В двух словах не описать :) Какой-то универсальной, всем подходящей стратегии быть не может. В лучшем случае - можно прикинуть, как перейти в другое качество какой-либо конкретной организации или активистскому сообществу ( ... )

Reply

al_ven July 20 2009, 18:19:47 UTC
"затяжной, муторно-окольный путь - самый короткий"
согласен, это Вы очень хорошо сказали.
На госинституты повлиять пытаться - это почти безнадежное дело, они - как крепость и чиновникам слишком хорошо в них.
А вот пытаться принимать участие в создании "невесомых материй", предшествующих мышлению и "сознательным" действиям - это, наверное, самое перспективное дело. Это я бы сравнил с созданием живой атмосферы, воздуха, почвы. Люди-то, и глубинные основы их мировоззрения, ценностная система координат - все формируется как раз из атмосферы, состоящий из неуловимых материй, в т.ч. и из нашей повседневной жизни, мелких деталей, поступков, а не согласно директивам, планам, продуманным акциям, или манипуляциям.

Reply


Leave a comment

Up