Georges Brassens - Mourir pour des idées

Jun 21, 2009 22:17

Под впечатлением от иранских событий . Заранее прошу прощения за слишком "пафосный" вопрос.
Дайте хотя бы односложный ответ (да/нет) комментарием к этому постингу: с Вашей точки зрения, существуют ли ценности и идеи, за которые стоит умирать?
Спрашиваю не для спора, а просто чтобы знать Ваше мнение.

Идеи, требующие славного самопожертвования ( Read more... )

антитоталитаризм, свобода, свобода убеждений, вольнодумство, fr, georges brassens, инакомыслие, авторская песня, права человека, право на жизнь

Leave a comment

Comments 12

id_j1984o June 21 2009, 18:46:06 UTC
неа

Reply


evie_babbacombe June 21 2009, 19:40:01 UTC
"Признак незрелости человека - то, что он хочет благородно умереть за правое дело, а признак зрелости - то, что он хочет смиренно жить ради правого дела".

сдаётся мне, дело даже не столько в том, существуют эти идеи или нет, сколько в том, есть ли смысл умирать. думаю, в большинстве случаев это просто ничего не даст
если же такой подвиг действительно оказался бы продуктивным, то может быть, конечно... но значимость любой идеи каждый для себя определяет сам. за себя могу сказать, что теоретически не исключаю возможность существования настолько ценной идеи, но во всяком случае на данном жизненном этапе умирать за идею не готова

Reply

marchenk June 21 2009, 19:52:00 UTC
Даст / не даст что-либо эта жертва - это, наверное, рассуждения не с позиции ценности. Многие умирали, просто потому что оказывались в ситуации, в которой не могли поступить иначе, не могли "переступить через себя" (через то, что считали ценностным лично).

Reply

evie_babbacombe June 22 2009, 08:38:20 UTC
а, ну это несколько не то, о чём я говорила. я бы назвала это "умереть за совесть". не для того, чтобы чего-то добиться, а для того, чтобы не ломать себя
я же имела в виду случаи, когда осознанно идёшь на смерть: начинаешь бороться за идею, заранее зная, что скорее всего борьба окончится смертью. ну как крайний случай - камикадзе
а вообще, я часто задумываюсь над тем, какой процент моей нравственности (моих принципов, моих убеждений) пережил бы критическую ситуацию. и пока этой критической ситуации не настало, ответа я не узнаю. я, конечно, могу, сидя на диване, заявлять, что, мол, вот от этой, этой и ещё той идеи я не откажусь ни под пытками, ни под страхом смерти, но это будут только слова. на 100% тут никто не может быть уверенным

Reply


vlad_ab June 21 2009, 20:19:20 UTC
Идеи, требующие жертв - это плохие идеи.

Reply

marchenk June 21 2009, 20:37:33 UTC
Так я ж не про них. И не про то, существуют ли идеи, за которые стоит убивать. Тут - никаких особых вопросов ( ... )

Reply

vlad_ab June 21 2009, 20:57:31 UTC
Нет, не только те, которые требуют убивать, но и те, которые требуют умирать. Они тоже плохие.

Странное рассуждение про Достоевского. Как минимум одностороннее. Ну, допустим, у Раскольникова идея. У Аркадия Долгорукова из "Подростка" - "стать Ротшильдом". А у Мити Карамазова какая? А у Мышкина? И кто из них "интеллигент-разночинец"? Скорее уж тургеневский Базаров и толстовский Левин "люди идеи". Базаров по крайней мере действительно разночинец.

Reply

marchenk June 21 2009, 21:28:25 UTC
Про Достоевского все же замечание верное: сюжет ведут либо те, кто "с идеей", либо - что в тоске по ней. Но я, опять же, не про это - не про тех, кто переносит центр персональной тяжести на какую-либо идеологему и за счет этого "центрирует" биографию. То есть - не про идеи, которые даны кем-то извне и требуют "присяги ( ... )

Reply


jerzy_from_baku June 21 2009, 21:30:48 UTC
Да, существуют.. другой вопрос кто готов это сделать...

Reply

marchenk June 21 2009, 21:56:56 UTC
Тот, другой вопрос - не вопрос. Глупо умирать, чего-то кому-то доказывая. А - пусть даже беглая - мысль о том, существуют ли такие ценности и идеи для самого себя, мне кажется, полезна (при всей отвлеченности и бессмысленности за пределами конкретной ситуации): вдруг понимаешь, что у тебя есть "ядро".

Reply


bekaisa June 22 2009, 16:46:44 UTC
da...

Reply


Leave a comment

Up