Новый фильм Алексея Учителя с Владимиром Машковым в главной роли и гонками на паровозах мне не понравился. Главная идея фильма - примирение между представителями народов после самой ожесточенной войны возможно (по фильму в том же 1945 году), если они отбросят мишуру государственной пропаганды и пойдут навстречу друг другу на примордиальных, истинно гуманных чувствах любви, добра и справедливости. Не случайно действие фильма происходит на экзистенциальном краю. Материал отснят добротно, актеры играют здорово, но верится с трудом. У Учителя меньше вольностей, чем у Михалкова, но не меньше дыр в основной фабуле. Шансов на Оскар у фильма много, но я не верю в литературную основу, и вот почему (ставлю под кат, чтобы не испортить восприятие тем, кто собирается смотреть):
Не верю я Алексею Ефимовичу ни с паровозом, который летит по рельсам на колышках со скоростью не больше 60 км в час; ни с немкой, которая пять лет в тайге прожила одна одинешенька с одним ружьем (может быть, поверят зрители "риалити шоу" Lost); ни с немецким мальчиком, которому в апреле 1945 не больше года, а в сентябре уже не меньше двух, и он никак русского не выучит, ибо среда злая, и он кусается, как волчонок, да и только. Самое же главное, я не верю в коллективную эпифанию и трансформацию сообщества вольных поселенцев, "врагов народа". При одном упомниании фамилии майора НКВД, Фишмана, (кстати, герой Гармаша не еврей по фильму, как сначала может подумать зритель, а злобный русак, взявший себе псевдоним по немецкой надписи на паровозе - так Учитель развенчивает "миф" о евреях в НКВД) у "врагов народа" со страха никнут взоры. Но вот несправедливость (Фишман убивает героиню, усыновившую немецкого ребенка) - и моментальная трансформация толпы, только что улюлюкавшей "смерть немецкой гадине", в коллектив, ополчившийся на истинного врага, злыдня из НКВД. Причем сам Фишман тоже преобразуется после удара по голове и личной проекции (он убивает молодую женщину, нацисты убили его молодую дочь) в простого, нормального контуженного ветерана, удирающего на велосипеде по шпалам от толпы, исполненной праведным гневом... Машинисту Саркисяну верю - похож, и не только, когда по-армянски матерится. Но этого мало мне, чтобы поверить в идею Учителя, а без этого фильм мне не может понравиться.