А вы знаете, какой из своих мультфильмов Дисней любил больше всего? Можно предположить, что это какой-либо мультик с его любимцем Микки Маусом или, может, «Белоснежка»? Первое полнометражное творение как-никак! На самом деле, несмотря на огромные трудности при создании и провал в год премьеры, именно «Бэмби» стал любимым детищем Уолта Диснея.
В 1923 году вышла книга Феликса Зальтена «Бэмби, жизнь в лесу» (нем. Bambi, ein Leben im Wald). В романе описывается жизнь косули по имени Бэмби. Позже Зальтен написал продолжение романа - «Дети Бэмби». Также он написал роман «Пятнадцать кроликов», повествующий о кроликах в лесу, где ненадолго появлялся Бэмби. А в романе «Перри», в котором главный герой - белка, Бэмби появляется в одной из сцен.
«Бэмби» - повесть о благородстве, о взрослении души и воспитании чувств. Сама книга достаточно мрачная, в ней говорится о том, что всё на свете не так просто, а настоящая жизнь - далеко не сказка.
«Мы, олени, никого не убиваем, но мы должны сравняться с Ним в силе и упорстве жизни. Мы должны жить, сколько бы ни насылал Он на нас смерть. Мы должны множить, охранять, длить наш кроткий и упрямый род, должны защищать свою жизнь… должны быть чуткими, бдительными, осторожными, ловкими, находчивыми, неуловимыми, но никогда - трусливыми. Таков великий закон жизни».
Феликс Зальтен
В 1933 году права на создание фильма по мотивам книги Феликса Зальтена были выкуплены Сиднеем Франклином - одним из сотрудников студии MGM. Однако, через некоторое время стало очевидно, что такой фильм невозможно снять средствами традиционного кинематографа, и в 1935 году Уолту Диснею было предложено создать полнометражную анимационную картину.
На ранних стадиях разработки художники пытались добиться максимально детального и достоверного отображения действительности. Из-за этого возникло множество проблем. Разве можно прорисовать каждый отдельный листочек дерева? А что делать с тенями? Стало очевидно, что такой фильм невозможно снять средствами традиционного кинематографа. Но выход нашелся! Под влиянием новаторской живописи Тайруса Вонга стиль рисования полностью изменился: ставка была сделана не на достоверность, а на эмоциональность и минималистичность рисунка, позволяющую воображению зрителя самостоятельно дорисовывать общую картину. Аналогичный минималистический подход можно заметить как в музыке, так и в построении сюжета - за 70 минут экранного времени персонажами мультфильма было сказано лишь около 800 слов.
иллюстрация Тайруса Вонга для Диснея
И вот, в 1942 году наконец выходит пятый по счёту классический мультфильм Уолта Диснея! «Бэмби» номинировался на «Оскар» в трёх категориях - лучшая песня («Love Is A Song»), лучшая музыка и лучший звук, однако, не получил ни одной награды. В год премьеры мультфильм действительно провалился в прокате, но при повторных показах (c 1947 по 1948) начал стремительно набирать популярность и вскоре стал культовым. В 1948 году картина получила премию «Золотой глобус».
Как тонко подметил С. Ростоцкий в своей
рецензии: «Этот диснеевский мультик давно уже стал чем-то большим, чем просто выдающимся рисованным фильмом: социокультурным событием, знаменующим, по мнению Эйзенштейна, "поворот к экстазу - серьёзному и вечному". В "Бэмби" Дисней уступил своей природной тяге к эксцентрике (оставив ей место только в потешных репризах второплановых зверюшек), сняв величественную историю о природном круговороте, наполненном неудержимым весенним щебетом первой любви».
Многие материалы из «Бэмби» впоследствии были использованы в других мультфильмах студии Уолта Диснея. Нередко вторично использовалась анимация листьев, лепестков, второстепенных персонажей и т. п. Примечательно, что продолжение 2006 года - «Бэмби 2» - интенсивно использует оригинальные задние планы «Бэмби», прошедшие компьютерную обработку, а также многие идеи, отброшенные в процессе работы над оригинальным мультфильмом. Сюжет и художественные приёмы «Бэмби» также оказали значительное влияние на другой популярный диснеевский мультфильм - «Король Лев».
В силу специфики затрагиваемых проблем и высокой эмоциональной контрастности, «Бэмби» оказал мощнейшее влияние на мировую (в первую очередь - американскую) культуру и общественную мысль. В американском английском имя Бэмби часто используется как синоним детёныша оленя, повсеместно начали широко использоваться такие термины, как бэмби-эффект, комплекс Бэмби, фактор Бэмби и синдром Бэмби - понятия, обозначающие крайнюю степень сочувствия живой природе вообще и диким животным в частности, в сочетании с категорическим неприятием охотничьего промысла. Бэмби - это один из самых известных, популярных и давно устоявшихся символов борьбы за права животных.
коллекционная инсталляция «Бэмби» в нашем музее