Над нашим музеем опять собираются тучи.
На этот раз, в ходе очередного приступа экономии средств, в верхах пошла двигаться мысль, что Артиллерийский музей нужно сделать филиалом Центрального музея Вооружённых сил (который в Москве). Де, это уменьшит расходы/штаты/коррупцию/экстремизм/педофилию/мозоль на попе (нужное подчеркнуть). Интересно, что ту же участь готовят и Центральному Военно-морскому музею, который сейчас и так находится в странной позиции, которая должна будет войти в «Камасутру», как только эту асану смогут описать. Достаточно сказать, что ЦВММ сейчас переезжает в здание, проект переделки которого под музей так и не утверждён, ящики с экспонатами, к ужасу хранителей, сначала размещали в помещениях, которые даже толком было не опечатать, а как перевозить макеты парусных кораблей в масштабе 1:3 - до сих пор никто не знает.
Наша контора, хотя и не имеет своих филиалов, как ЦВММ, но тоже заведение специфическое. Дело в том, что мы века с XIX собираем вообще всю милитарию, до которой можем дотянуться. От слова «совсем всю». В 90-х годах у меня был любопытный случай: подруга моей мамы обнаружила у себя в кладовке раскладушку начала ХХ века, которая принадлежала её предку, медику, участнику Русско-японской войны. От раскладушки оставался только каркас, но вещь все равно была крайне любопытная. Наш музей эту кровать не взял. Потому что уже имел в фондах две такие раскладушки - и одну из них тоже медика, и тоже участника РЯВ. А помещения, в которых такое можно хранить, у нас большие, но не резиновые.
Так вот, музеев, которые собирают всю милитарию я сейчас могу вспомнить три. В мире. Все остальные имеют ограничения по тематике того, что собирают.
И вот всё это хотят передать под управление московскому музею, точнее, какой-то новорганизуемой конторе.
ЦМВС же…. Нет, музей это почтенный - там хранится много чего такого, чего больше нигде не найдёшь, фонды там хорошие, да и экспозиция посовременнее, чем у нас, будет Есть только два «но»: до 1991 года они вообще не занимались царской армией, и иностранное оружие там есть лишь постольку-поскольку (ленд-лиз, трофеи). Ну, не по теме это им было. А теперь наше высокое руководство резко вспомнило о своих корнях и хочет также приобщиться к истокам и началам. В добрый путь - но не через впихивание же музея мирового масштаба в рамки филиала с последующим выносом всего вкусненького с экспозиции в Москву!
Формально, определённый смысл в этом есть. ЦМВС - музей центральный, ВИМАИВиВС (это базовая часть нашей официальной аббревиатуры) - ведомственный. Собственно, пока было ГРАУ (Главное ракетно-артиллерийское управление МО РФ), мы входили в его состав. Сейчас верхушку Сухопутных войск реформируют, ГРАУ тоже отреформировали, и кому мы подчиняемся теперь - я даже не выяснял. Ну, завтра ещё чего-нибудь сократят, назовут ГлавПУР армейской епархией Святейшего Синода, ГРАУ - сектором логистики и дистрибьюции крупногабаритных боеприпасов. Неважно. Наш музей пока ещё в составе Министерства обороны. И родное министерство в лице министера подумывает, чего бы ещё изминистерить.
Первый, неочевидный, наезд на нас случился ещё летом прошлого года, ЕМНИП. Гражданин Широкорад выступил со статьёй «Блеск и нищета военных музеев». Там он прошёлся, в том числе, и по нашей конторе. В этом году, в «Независимом военном обозрении» он выдал вторую статью - уже только про нас. А потом был ВВП с новаторской идеей катать предметы из «запасников» по градам и весям нашей страны. Президент прошлого и будущего даже не задумался, почему предметы могут храниться безвыездно в закрытых помещениях. А потом появилось предложение сделать нас филиалом.
Нет, я, конечно, впадаю сейчас в грех конспироложества. Не думаю, что гражданин Широкорад имеет доступ к высочайшему телу или хотя бы вхож в верхние слои Минобороны. Но уж больно удачненько всё получается.
Учтите, что моя контора - не сборище святых. Если честно, нас есть за что пинать, чего надо бы делать совсем по-другому. Наше начальство - не ангелы ни разу. Боле того, то, что сейчас вытворяется по отношению к хранителям, привело меня к мысли о смене работы. Уже больше года я об этом подумываю. Но тут, (censored), выясняется, что какие-то (censored), приняли решение угнобить единственную в нашей стране серьёзную контору, которая всё ещё хранит (за копейки хранит) ЛЮБЫЕ предметы имеющие отношение к военному делу. Не только красивые. Не только русские/советские/российские. Не только оружие/доспехи/ордена/скульптуру/форму/кружки/блюдца/молотки. Вообще всё.
Да, большая часть всего этого представляет интерес либо для узких специалистов, либо для знакомых и родственников того человека, чьи вещи попали в музей. Да, мы не можем выставить всё, что у нас есть, в залах. Да, пушки, стоящие под открытым небом должны консервироваться и храниться совсем не так, как это сейчас делается. Но мы всё это храним. По мере сил, денег и требований всяческих контролирующих инстанций мы всё это обслуживаем, описываем и разбираемся в деталях.
Я не уверен, что кто-либо со стороны способен продолжить эту работу в подчинённом ему филиале. Если честно, даже наше начальство не всегда понимает, что здесь нужно делать, а что - делать было бы неплохо бы при случае. Но это ещё можно объяснить людям, с которыми я работаю в одном и том же здании. А вот людям, которые работают в другом городе в 630 километрах - уже никак.
Вот такая вот труба. Да, это всё IMO, которое может отличаться от мнения моего начальства.