От посещения Помпей (
http://музей под открытым небом )осталось двоякое ощущение. Первое, что поражает, когда входишь в город - высочайшая организация городской жизни. Ровные улицы, вымощенные довольно плотно пригнанными плитами, с тротуарами по бокам - такое есть не в каждом городе Подмосковья.
Но с другой стороны, Помпеи уже насчитывали около пятисот лет в то время, когда произошло извержение, и весь предшествующий опыт был усвоен и переработан во всё то, что восхищает в жизни римлян две тысячи лет назад. Поэтому неправомерно сравнивать Западную Европу с Россией, в которой римляне себе жизни не могли бы и представить, прежде всего в связи с суровым климатом. После посещения Помпей не остаётся сомнений в огромном преимуществе тех райнов Европы, которые получили в наследство достижения римской цивилизации. Ведь культура строительства дорог, просвещение, система выборной власти - это всё основы римской жизни. И просто поразительно то, что Россия, отстававшая в начале двадцатого века от Европы лет на пятьсот, всё же за двадцатый век смогла сделать огромный скачок вперёд и в обеспечении доступного образования, и в строительстве доступного тёплого жилья с водопроводом и канализацией. Остаётся надеяться, что и с дорогами нам удастся когда-нибудь догнать Европу.
До посещения Помпей я никак не могла прочувствовать эти достижения римлян. Они казались мне более примитивными и грубоватыми. Трудно представить себе все мелочи, включая наличие прачечных, булочных, кафе фаст-фуд, а также настенные росписи. Но достаточно слов, вот картинки.
Вот типичные улицы города:
Вот так город выглядит сверху, с холма, под которым ещё не раскопанные здания. Город засыпало пеплом до самых крыш, а потом там образовалась почва, и последующие поколения местных жителей пахали там землю. На самом деле теснота городских улиц, отсутствие парков, бульваров, деревьев - похоже на средневековый город.
Вот главная площадь города с форумом и храмами:
Жаль, конечно, что все статуи и фрески были перенесены в музей в Неаполе, но иначе они не сохранились под открытым небом. Одна фреска сохранилась в доме поэта. Здесь не очень видно, но на тех работах, которые мы видели в музее в Неаполе, заметно, что римские мастера были знакомы с перспективой и изображением человеческого тела.
А вот кафе с большими чанами для еды и с фреской для украшения:
А вот предвыборные лозунги на специально приспособленной для этого стене. Это имя правителя города, которого выбирали на один год.
Это храм Аполлона с копией статуи:
Видна разница между очень богатыми и очень бедными домами. В богатых есть внутренний дворик с садиком.
Один из самых богатых граждан города - глава производства изделий из шерсти. Интересно, что и у "трагического поэта" богатый дом. При этом комнаты даже в самых богатых домах малюсенькие, без окон, всего на одну кровать:
Многие жилища охраняли собаки, о чём свидетельствует моаика.
А вот современный пёс, мирно спящий в одной из комнат:
Меня всегда поражал контраст между цивилизованностью римлян в организации жизни и звериными потребностями кровавых зрелищ, для которых тренировали гладиаторов и строили амфитеатры. Сколько же творческой энергии уходило на то, чтобы строить сооружения для подобных увеселений.
И ещё один порок, который человечество никак не изживёт, был не чужд жителям Помпей - проституция. В археологическом музее Неаполя есть отдельная "секретная" комната, куда привезли все фрески на эту тему. Только христианство смогло в некоторой мере обуздать ничем не скованные римские нравы.
А другое сильное впечатление от посещения Помпей - ощущение беды, постигшей город. Это как несколько атомных бомб. Такое же ощущение было в мемориальном музее в Хиросиме. И здесь, и там - катастрофа окаменевшая, ощутимая в тенях людей, оставшихся на камнях. Из двадцати тысяч жителей Помпей погибло две тысячи. (Из двухсот пятидесяти тысяч жителей Хиросимы погибло двести тысяч)... Интересно, что похоже, только на русского художника Брюллова катастрофа в Помпеях произвела такое удручающее впечатление, поскольку только он из всех европейских современников написал картину о последнем дне.