С 21 сентября по 15 ноября 2015 в ГМИИ им.А.С.Пушкина проходила выставка "Керамика Раку: Вселенная в чайной чаше. Произведения из японских собраний".
Она была подготовлена ГМИИ им. А.С. Пушкина, Музеем Раку, Японским фондом, Посольством Японии в России совместно с Национальным музеем современного искусства в Киото.
На выставке экспонировались чаши, чайницы и другая утварь, предназначенная для чайной церемонии. Эти предметы создавались мастерами династии Раку на протяжении четырех столетий: от Тёдзиро до ныне действующегоглавы династии Раку Китидзаэмон XV.
1.
2.
3.
Генеалогическая таблица рода Раку
http://www.arts-museum.ru/events/archive/2015/raku/genealogy/19183_file_1.pdfПодробнее о генеалогии рода Раку
http://www.arts-museum.ru/events/archive/2015/raku/genealogy/index.php 4.
5.
6.
7.
Начало этому типу керамики, используемой в чайном действе, было положено гончаром Тёдзиро в период Момояма (1573-1615). Чайные чаши явились воплощением идей великого мастера Сэн Рикю. Семье Тёдзиро была дарована фамилия Раку, что в переводе значит радость, наслаждение. На протяжении 450 лет семья Раку хранила уникальные традиции керамического искусства. Мастера династии Раку учились по работам своих предшественников, постигали суть традиций и находили собственный изобразительный язык. Имя и стиль Раку как воплощение эстетического принципа ваби, оказали значительное влияние на японскую литературу и культуру в целом.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
Большая часть экспонатов - это произведения из коллекции Музея Раку в Киото. Музей был основан в 1978 году четырнадцатым патриархом - Какуню (Китидзаэмон XIV). Он создал этот музей, чтобы коллекция династии Раку стала доступной для посетителей, до этого момента она бережно хранилась в семье Раку. Кроме произведений из коллекции Музея Раку на выставке представлены работы из собраний чайных школ Омотэсэнкэ и Урасэнкэ. Обе школы были основаны потомками выдающегося чайного мастера Сэн Рикю.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
В XVI веке мастер Сэн Рикю создал новый стиль чаепития. Он отказался от роскошных церемоний и декоративной посуды, которая в большинстве случаев была изготовлена в Китае и Корее. Сэн Рикю повлиял на развитие керамического ремесла в Японии. Точным воплощением идей мастера стали произведения родоначальника семьи Раку - Тёдзиро. Однотонные красные и черные чаши Тёдзиро отвечали принципам ваби, что в переводе с японского значит «простота, безыскусность».
25.
26.
27.
28.
Мастера династии Раку открывают особый мир красоты, не имеющий себе равных в истории японской керамики. Стиль керамики Раку отличался от принятых традиций изобразительного искусства того времени. В своих работах наследники династии Раку старались отразить дух времени и привнести новые эстетические элементы. Согласно японской философии, чаши отражают душу своего создателя. В чайной церемонии самое важное это отношения того, кто готовит чай, и того, кто его пьет. Чайная церемония - это особый ритуал, где каждое движение совершается осознанно, а все внимание сосредоточено на духовном взаимодействии хозяина и гостя.
29.
30.
31.
32.
На выставке были представлены работы всех мастеров династии Раку, а также действующего патриарха Раку Китидзаэмон XV и наследника династии Раку Ацундо (Сокити). Кроме того в экспозиции представлена японская живопись и каллиграфия XVI-XVIII веков, в частности, произведения знаменитых художников Хонъами Коэцу, Таварая Сотацу и Огата Корин. Выставка давала возможность погрузиться в мир духовности и красоты керамики Раку, получить представление о том, как живут традиции в современной жизни и увидеть этапы развития керамического искусства Раку в историческом контексте. По словам главы династии Раку Китидзаэмон XV такую полную экспозицию произведений Раку не всегда можно увидеть даже в Японии.
33.
34.
35.
36.
В октябре была произведена ротация некоторых экспонатов выставки. Японские произведения живописи выполнены тушью и водорастворимыми красками на бумаге и шелке и подвержены воздействию света. По музейным стандартам, принятым в Японии, их нельзя экспонировать более четырех недель. Из соображений сохранности и соблюдения норм экспонирования, ширмы и свитки в Белом зале были представлены на выставке с 22 сентября по 18 октября, а с 20 октября по 15 ноября на их месте были выставлены другие работы японских мастеров.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
Подробнее о выставке читайте на сайте музея
http://www.arts-museum.ru/events/archive/2015/raku/index.phpВыставка закрылась 15 ноября 2015
43.
. В моем журнале, как всегда, об открытии выставки и о его дизайне.