Керамика Раку: Вселенная в чайной чаше.

Feb 07, 2016 01:32



С 21 сентября по 15 ноября 2015 в ГМИИ им.А.С.Пушкина проходила выставка "Керамика Раку: Вселенная в чайной чаше. Произведения из японских собраний".
Она была подготовлена ГМИИ им. А.С. Пушкина, Музеем Раку, Японским фондом, Посольством Японии в России совместно с Национальным музеем современного искусства в Киото.
На выставке экспонировались чаши, чайницы и другая утварь, предназначенная для чайной церемонии. Эти предметы создавались мастерами династии Раку на протяжении четырех столетий: от Тёдзиро до ныне действующегоглавы династии Раку Китидзаэмон XV.

1.

2.

3.

Генеалогическая таблица рода Раку http://www.arts-museum.ru/events/archive/2015/raku/genealogy/19183_file_1.pdf
Подробнее о генеалогии рода Раку http://www.arts-museum.ru/events/archive/2015/raku/genealogy/index.php

4.

5.

6.

7.

Начало этому типу керамики, используемой в чайном действе, было положено гончаром Тёдзиро в период Момояма (1573-1615). Чайные чаши явились воплощением идей великого мастера Сэн Рикю. Семье Тёдзиро была дарована фамилия Раку, что в переводе значит радость, наслаждение. На протяжении 450 лет семья Раку хранила уникальные традиции керамического искусства. Мастера династии Раку учились по работам своих предшественников, постигали суть традиций и находили собственный изобразительный язык. Имя и стиль Раку как воплощение эстетического принципа ваби, оказали значительное влияние на японскую литературу и культуру в целом.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

Большая часть экспонатов - это произведения из коллекции Музея Раку в Киото. Музей был основан в 1978 году четырнадцатым патриархом - Какуню (Китидзаэмон XIV). Он создал этот музей, чтобы коллекция династии Раку стала доступной для посетителей, до этого момента она бережно хранилась в семье Раку. Кроме произведений из коллекции Музея Раку на выставке представлены работы из собраний чайных школ Омотэсэнкэ и Урасэнкэ. Обе школы были основаны потомками выдающегося чайного мастера Сэн Рикю.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

В XVI веке мастер Сэн Рикю создал новый стиль чаепития. Он отказался от роскошных церемоний и декоративной посуды, которая в большинстве случаев была изготовлена в Китае и Корее. Сэн Рикю повлиял на развитие керамического ремесла в Японии. Точным воплощением идей мастера стали произведения родоначальника семьи Раку - Тёдзиро. Однотонные красные и черные чаши Тёдзиро отвечали принципам ваби, что в переводе с японского значит «простота, безыскусность».

25.

26.

27.

28.

Мастера династии Раку открывают особый мир красоты, не имеющий себе равных в истории японской керамики. Стиль керамики Раку отличался от принятых традиций изобразительного искусства того времени. В своих работах наследники династии Раку старались отразить дух времени и привнести новые эстетические элементы. Согласно японской философии, чаши отражают душу своего создателя. В чайной церемонии самое важное это отношения того, кто готовит чай, и того, кто его пьет. Чайная церемония - это особый ритуал, где каждое движение совершается осознанно, а все внимание сосредоточено на духовном взаимодействии хозяина и гостя.

29.

30.

31.

32.

На выставке были представлены работы всех мастеров династии Раку, а также действующего патриарха Раку Китидзаэмон XV и наследника династии Раку Ацундо (Сокити). Кроме того в экспозиции представлена японская живопись и каллиграфия XVI-XVIII веков, в частности, произведения знаменитых художников Хонъами Коэцу, Таварая Сотацу и Огата Корин. Выставка давала возможность погрузиться в мир духовности и красоты керамики Раку, получить представление о том, как живут традиции в современной жизни и увидеть этапы развития керамического искусства Раку в историческом контексте. По словам главы династии Раку Китидзаэмон XV такую полную экспозицию произведений Раку не всегда можно увидеть даже в Японии.

33.

34.

35.

36.

В октябре была произведена ротация некоторых экспонатов выставки. Японские произведения живописи выполнены тушью и водорастворимыми красками на бумаге и шелке и подвержены воздействию света. По музейным стандартам, принятым в Японии, их нельзя экспонировать более четырех недель. Из соображений сохранности и соблюдения норм экспонирования, ширмы и свитки в Белом зале были представлены на выставке с 22 сентября по 18 октября, а с 20 октября по 15 ноября на их месте были выставлены другие работы японских мастеров.

37.

38.

39.

40.

41.

42.

Подробнее о выставке читайте на сайте музея http://www.arts-museum.ru/events/archive/2015/raku/index.php
Выставка закрылась 15 ноября 2015

43.

. В моем журнале, как всегда, об открытии выставки и о его дизайне.

Россия, Москва, художественный

Previous post Next post
Up