Особенности интерьера передней и девичьей комнат Барского дома первой половины XIX в.

Oct 30, 2013 12:43

Передняя и девичья комнаты имели в этом отношении свои особенности, связанные с элементами крестьянского быта, так как предназначались для пребывания в них дворовых крестьян.
Интересно, что определенный стандарт интерьеров подчеркивают представители описываемой эпохи. Граф М. Д. Бутурлин вспоминал: «Внутреннее устройство было совершенно одинаково везде: оно повторялось без всяких почти изменений в Костромской, Калужской, Орловской, Рязанской и прочих губерниях». По определению В. И. Даля, «ПЕРЕДНЯЯ - первый покой, комната при входе в дом». И. С. Тургенев, описывая обстановку передней, указывает: «Живет Мардарий Аполлоныч совершенно на старый лад. И дом у него старинной постройки: в передней, как следует, пахнем квасом, сальными свечами и кожей». Приведем свидетельство пензенского мемуариста Ф. Ф. Вигеля: «Толпа дворовых людей наполняет ее (Переднюю - Ю. Ч.) все ощипаны, все оборваны; одни лежа на прилавке, другие сидя или стоя говорят вздор, то смеются, то зевают. В одном углу поставлен стол, на коем разложены или камзол, или исподнее платье, которое кроится, шьется или починивается; в другом подшивают подметки под сапоги, кои иногда намазываются дегтем. Запах лука, чеснока и капусты мешаются тут с другими испарениями сего ленивого и ветреного народа». Не случайно упоминается здесь деталь интерьера - прилавок (залавок). Этот ящик с крышкой, использующийся как лавка, был удобен и часто присутствовал и в крестьянском быту. Залавок в передней можно было увидеть довольно часто, упоминает о нем и И. С. Тургенев: «Однажды ... не успел я войти в переднюю ... как незнакомый голос раздался в зале, дверь распахнулась, и ... показался на пороге стройный и высокий мужчина ..., быстро накинул на себя ... шинель, лежавшую на прилавке... и исчез, звеня шпорами».

Вообще передняя комната не изобиловала мебелью, так как обычно она была небольшой по площади. Поскольку именно здесь встречали гостей, в этой комнате могли находиться вешалки и зеркало. Гости раздевались и приводили себя в порядок. Встречал их специальный слуга-лакей, причем пришедший по поведению слуги мог догадаться об отношении к нему хозяев. Например, А. С. Пушкина-жениха в доме его невесты Н. Н. Гончаровой встречали так (обстоятельства своей женитьбы поэт опишет в наброске «Участь моя решена. Я женюсь»): «Вот их дом; вхожу в переднюю; уже по торопливому приему слуг вижу, что я жених. Я смутился: эти люди знают мое сердце; говорят о моей любви на своем холопском языке!..».
Здесь же в передней иногда можно было прочитать «правила дому сему». Такие правила увидел в Саратовской губернии в имении Куракиных В. Н. Ладыженский: «Сколько помнится, - замечал он в своих мемуарах, - правила эти считали гостями всех дворян, предоставляя им требовать себе приличной услуги, а дальше шло расписание времени обедов и ужинов в доме, причем замечалось, что хозяин «за ужину не садится», а обходит гостей своих с приветом». Сии правила и «разные пестрые картинки» (возможно лубочные) служили незамысловатым украшением передней, где проводила свой «досуг» мужская часть домовых слуг.

ДЕВИЧЬЯ, как указывает В. И. Даль, «комната для горничных девок», то есть женской части прислуги. Обстановка этой комнаты была гораздо разнообразнее обстановки передней. Как и во всех комнатах, здесь прежде всего выделялось особое место для икон. Для их размещения в крестьянских избах чаще всего использовалась божница. Это полочка угольной формы, на которой и располагали изображения святых. Обязательным был на божнице «пузырек со святой водой, считавшейся универсальным средством от всех болезней ... и пучки можжевельника (от «сглаза»)». В. И. Даль отмечает также, что на божнице хранили еще и “освещенную вербу, пасхальное яичко, иногда Евангелие, и, как на месте, не всякому доступном, счеты, расписки, платежные тетради».
Скорее всего именно такую картину видел когда-то в доме своей бабушки и М. Ю. Лермонтов. В поэме «Сашка» читаем:

Свеча горела трепетным огнем,
И часто, вспыхнув, луч ее мгновенный
Вдруг обливал и потолок и стены.
В углу переднем фольга образов
Тогда меняла тысячу цветов,
И верба, наклоненная над ними,
Блистала вдруг листами золотыми.
(II, 128).



Фотограф Андрей Русинов, музей-заповедник "Тарханы", Барский дом, девичья, июль 2012 года




Автор Антон Ширинин



Автор Антон Ширинин



Автор Антон Ширинин

В зависимости от количества икон божница могла быть одно- и многоярусной. Удобная форма божницы сохранялась на протяжении долгого времени, и даже в начале XX века в домах крестьян можно было встретить подобное укрепление для хранения икон. Широко используются угольные полочки и в современном домашнем интерьере сельских домов в Тарханах.
Необходимыми элементами крестьянского быта были лавки и скамьи. Эти предметы часто путают, однако их различия существенны. Лавка - доска, врубленная одним концом в стену, а на другом имевшая подпорки. В русской избе лавки были укреплены вдоль стены и шли вкруговую. «На лавках сидели, спали, хранили разные хозяйственные мелочи. Под лавки складывали предметы, которые в случае необходимости можно было легко достать - топоры, инструменты, обувь и др.». Лавки были разнообразны по форме и отделке.
Совсем другое дело скамья, которая, кстати, считалась менее почётным местом. Это доска на четырех ножках или заменяющих их двух досках. Поскольку скамьи можно было переносить, их приставляли к столу, когда садились есть или даже к лавке, если не хватало места для спанья. Чаще всего места не хватало и со скамьями, и часть прислуги укладывалась спать на полу, где для них расстилались войлоки.

Частым гостем в девичьей была и барыня, так как часто здесь раздавались распоряжения по хозяйству. М. Е. Салтыков-Щедрин в «Пошехонской старине» так описывает приход барыни: «Анна Павловна... грузными шагами направляется в девичью, где, заложив руки за спину, ее ожидает старик повар... Тут же, в глубине комнаты, притулилась ключница. Барыня садится на ларь к столу, на котором разложены на блюдах остатки «вчерашнего». Как видим из описания, часто в качестве мест для сидения использовались и средства для хранения чего-либо. Это могли быть лари, рундуки, сундуки.
Ларь - деревянный ящик с крышкой, где чаще всего хранили сыпучие продукты (например, зерно). «Рундук, - по определению одного из словарей, - большой ларь с крышкой». Внутрь рундука могли сажать в наказание провинившихся крестьян.
Но самой большой популярностью пользовались все же сундуки. «Сундук - большая деревянная емкость с навесной на петлях крышкой, использовавшаяся для хранения различных предметов одежды и домашнего обихода». Для изготовления сундуков использовались разные породы деревьев: сосна, ель, кедр, дуб, липа, осина. Сундуки имели внутренние или наружные замки, часто эти запоры делались «с секретом», и их открывание сопровождалось мелодичным звоном или музыкой. Внутри сундука, в верхней его части, часто делались специальные отделения для хранения мелочей - узенький ящик сбоку во всю ширину сундука. Иногда для мнущихся вещей в сундуке устраивались в несколько рядов съёмные лотки. Производились сундуки самых разных размеров с таким расчётом, чтобы их при транспортировке на ярмарку можно было вложить друг в друга. Такие наборы имели специальные названия: тройки, пятерики, стая (шестерики, семерики). Особенно красивые сундуки помещики ставили в своих комнатах или в коридоре под лестницей. Мог стоять сундук и в передней.
А вот для хранения разной утвари (например, посуды) использовались в девичьей даже специальные полки, которые назывались судницами (ср. «посуда» - то, что находится на суднице). Для удобства в девичьей иногда размещались и рукомойники. М. Е. Салтыков-Щедрин описывает такой медный рукомойник: «При уходе повара она (Анна Павловна Затрапезная - Ю. Ч.) направляется к медному тазу, над которым утвержден медный же рукомойник с подвижным стержнем. Ключница стоит сзади, покуда барыня умывается. Мыло, которое она при этом употребляет, пахнет прокислым; полотенце простое, из домашнего холста».

Конечно, мы рассмотрели не все предметы быта, которые могли находиться в передней и девичьей комнатах: их обстановка зависела от достатка и вкуса каждого помещика в отдельности. Однако наличие перечисленных деталей интерьера (божницы, лавки, скамьи, залавки, сундуки, рундуки, вешалки, полки) вполне оправдано и обусловливает типичность бытовой обстановки передней и девичьей барского дома лермонтовского времени.

Залавки XIX века





Божницы XIX века



Лавки XIX века





Скамьи XIX века





Средства для хранения XIX века




Автор: Чернова Юлия Юрьевна - экскурсовод отдела экскурсионной и массово-просветительской работы
Государственного Лермонтовского музея-заповедника "Тарханы"
"Тарханский вестник" №16 от 2003 г., л. 40-50
Литература:
1. Бутурлин М. Д. Воспоминания // Марченко Н. Приметы милой старины. М., 2001
2. Даль В. И. Толковый словарь русского языка. М., 2000
3. Тургенев И. С. Собр. соч.: В 10 т. Т. 1. М., 1961
4. Вигель Ф. Ф. Записки // Марченко Н. Приметы милой старины. М., 2001
5. Пушкин А. С. Собр. соч.: В 3 т. Т. 3. М., 1987
6. Ладыжинский В. Н. В последние годы крепостного права и первые годы воли (неоконченные воспоминания) // Земство. 1995. №1
7. Русские (историко-этнографический атлас). М., 1970
8. Лермонтов М. Ю. Собр. соч.: В 4 т. Т. 2
9. Семенова М. Мы - славяне! СПб., 1997
10. Салтыков-Щедрин М. Е. Пошехонская старина. 1975
11. Иллюстрированный словарь забытых и трудных слов. Оренбург., 1998.
12. Русская изба (иллюстрированная энциклопедия). СПб., 1995

передняя, Лермонтов, Тарханы, девичья, Барский дом

Previous post Next post
Up