Дом мельника (харчевня) в "Тарханах"

Aug 30, 2013 03:09

Экспозиционное значение дома мельника в "Тарханах" органично связано с экспозиционной темой дома ключника и людской избы «Русский народ, этот сторукий исполин...» (Крестьянский мир Тархан в его связях с жизнью и творчеством М. Ю. Лермонтова). Целью экспозиционеров было создание в доме мельника современной столовой («харчевня») с элементами интерьера дома мельника.

Слово «харчевня» (от слова «харч») - пища, еда. В словаре В. И. Даля указано: ХАРЧ м., харчи мн. съестной припас, пища, еда, продовольствие; || привар, пища кроме хлеба, особ. мясная, мясо. Без хлеба и харчу не хочу. Харчевая продажа в кабаках. Харчевые запасы. || Харчистый, харчевитый стол, начетистый, где много выходит. Мужичок не казист, да в плечах харчист. Харчевня ж. - простое заведение, где едят за деньги. Харчевник м. - ница ж. хозяин харчевни.
Это определение харчевни совпадает с ее определениями в изданиях XX и XXI вв. Например, С. И. Ожегов: «Харчевня - закусочная с дешевыми и простыми кушаньями»; Л. В. Беловинский: «Харчевня - дешевое заведение, предоставлявшее клиентам простую дешевую пищу».

Харчевня была заведением трактирного типа, которые разделялись на виды в зависимости от рода разрешенной им торговли. К высшему разряду относились гостиницы, рестораны, трактиры и кафе-рестораны, к низшему - харчевни. До 1861 г. общего положения о харчевнях, как и о других трактирных 50 заведениях, не существовало. В 1861 г. все они были уравнены в правах. В 1893 г. было учреждено новое положение, по которому харчевня считалась заведением, где публика могла приобретать себе «кушанья и напитки для потребления на месте», но не имевшая отдельных покоев для отдачи внаем.

Виды пищи не ограничивались, но из напитков разрешались только обыкновенный квас и «кислые щи». «Кислые щи» - высший сорт кваса из смеси нескольких сортов солода и муки, выдерживавшийся в засмоленных бутылках, где «доходил» до готовности игристого, как шампанское, напитка. В 1911 г. в Чембаре при 6600 жителях имелось несколько палаток с «кислыми щами». Появлению харчевен предшествовали разносчики горячей и холодной снеди, прохладительных и горячительных напитков. Они обслуживали «ванек», т. е. одноконных извозчиков, кучеров, форейторов, биндюжников.
Чуть позже на рынках появились уже постоянные «обжорные» ряды и даже чайные с самоварами и бубликами. Самыми распространенными кушаньями здесь были горячие бобы, всевозможные пироги с мясной и овощной начинкой. Стоила такая снедь настолько дешево, что была доступна даже нищим.

Рестораны и трактиры высокого класса вряд ли можно отнести к предприятиям русского общественного питания, поскольку лишь ничтожно малая часть русского общества могла позволить себе обедать там. К услугам большинства были трактиры самого низшего типа или харчевни, резкий рост спроса на которые в 1870-1880 гг. объяснялся отменой крепостного права. Обед в харчевне стоил 20-25 копеек при дневном заработке поденщика в 80 коп. Малоимущие питались в самых дешевых и популярных заведениях. В харчевни чаще всего заходили обыватели после трудового дня или приезжие крестьяне в базарные дни. Постоянными посетителями в харчевне бывали кучера, дворники, мастеровые, рабочие. Следует заметить, что сорт провизии, из которой приготовлялась пища в харчевнях, а также ее цена были на треть или вполовину ниже, чем в трактирах. Обстановка самая простая: обычные деревянные стулья, стоявшие вдоль столов, на них деревянная или оловянная посуда. В меню обязательными были чай и горячая пища, поэтому при харчевне сооружалась русская печь и плита.



Любопытные сведения о харчевне содержатся в очерке о Макарьевской ярмарке XVIII в.:
Наконец, на ярмарках во множестве имелись особые торговые заведения - харчевни для простолюдинов. В харчевнях еду подавали на деревянных тарелках, а рыбу на свежескошенной траве, в которую вплетались цветы, что, по свидетельству современников, придавало всему пированью вид сельского праздника. Нож и деревянную ложку каждый из посетителей имел свою, а деревянную вилку желающие могли получить.

В харчевне употреблялась только русская кухня: тюря, щи, ботвинья, селянка, уха, каши, разнообразные мучные блюда - пироги, блины, толокно, кисели и т. д., квас, брага, пиво. Этих и других блюд русской кухни придерживались в крестьянстве, мещанстве, купечестве, провинциальном мелко- и среднепоместном дворянстве.
Для дворянской аристократии, верхушки бюрократии, крупнопоместного и отчасти среднепоместного дворянства, в основном, была характерна французская кухня (салаты, супы, соусы, жаркое, пастеты, сыры, виноградные вина), хотя использовались и блюда русской кухни, особенно блины. Блины пекли по субботам (поминальный день) и подавали даже в ресторанах с «французской» кухней. В харчевнях блины разносили блинники вместе с кувшинчиком масла и жестянкой с сахарным песком. Блины были пшеничные, яшные (из ячменной муки), гречневые, из манной крупы, из простого теста и из кислого, «красные», т. е. из дрожжевого теста с начинкой, обычно с творогом, с яйцами, со снетками, с маслом, со сметаной. В кухне при харчевне находились большая плита и русская печь для выпечки. Здесь же хранилась посуда.

«Дверь из буфета, - читаем описание харчевни в романе В. Крестовского, - ведет в кухню, где прежде всего бросается в нос чад от масла и пар столбом; а потом уже сквозь эту атмосферу выступают силуэты огромных медных котлов с кипятком и огромной же, словно навуходоносоровой печи, которая, пожалуй, и побольше, чем трех отроков, проглотит».

В соответствии с исторической традицией на кухне в доме мельника в "Тарханах" разместилась русская печь и плита, шкафы и полки для посуды и т. п. Ход из кухни в общий зал - через сени. В общем зале установлены столы и стулья. Между дверью с раздаточным окном и другой дверью (входной для посетителей) - буфетная стойка. Вход в дом мельника через крыльцо в сенцы, отсюда двери в туалетную комнату и в столовое помещение. В сенцах слева и справа от входа скамейки для удобства посетителей. В гардеробной расположены предметы, относящиеся к профессии мельника - канат, безмен, большие металлические весы, под ними на полу - гири, подлинно тарханская двухведерная металлическая меру и в ней деревянный ковш и т.д. В столовом помещении в красном углу - небольшой киот, иконы с лампадкой. В столовом помещении развешаны лубочные картины, как это было характерно для зажиточных владельцев-крестьян, каким и был сельский тарханский мельник Анисим Медведев.
И. С. Тургенев в рассказе «Певцы» отмечал, что без «каких-нибудь ярко раскрашенных лубочных картин» на «бревенчатых стенах» «редкая изба обходится». В доме мельника на отдельных полках у буфетной стойки расположены предметы крестьянской утвари (посуда, деревянные сундучки, туески и т. п.) для отражения крестьянского быта.









Фролов Петр Андреевич -
старший научный сотрудник
отдела научно-исследовательской деятельности
Государственного Лермонтовского музея-заповедника «Тарханы»,
заслуженный работник культуры РФ,
Лауреат Всероссийской литературной премии им. М. Ю. Лермонтова 2000 г.
"Тарханский вестник" №21, л. 50-55
Литература:
1. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 2006. Т. 4.
2. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1961.
3. Беловинский Л. В. Энциклопедический словарь Российской жизни и истории. М., 2004.
4. Троянов Б. И. Краеведческие записки. 1960. Рукрпись // Биб- лиотека г. Белинского.
5. См.: Очерки русской культуры XVIII в. М., 1985.
6. Беловинский Л. В. Энциклопедический словарь Российской жизни и истории.
7. Крестовский В. Петербургские трущобы. Т. 1. М., 2004.

харчевня, дом мельника, музей Тарханы

Previous post Next post
Up