Зеркала в интерьерах дворянских домов первой половины XIX века

Mar 21, 2013 08:25

Прежде, чем приступить непосредственно к заявленной теме, совершим небольшой экскурс в историю зеркала. В России первый зеркальный завод завели в Киеве по указу Петра I. В первой половине XIX века зеркало уже является неотъемлемым предметом интерьера дворянских домов. Зеркала были обязательными элементами интерьера парадных комнат. Дело в том, что в то время производство зеркал было очень вредным из-за паров ртути, которую содержала амальгама (только в середине XIX в. ртутную амальгаму заменила серебряная); производство зеркал было не только вредным, но и весьма трудоемким и длительным. Все это существенно влияло на стоимость зеркал.
В XVII веке, пышном, помпезном и блестящем, зеркалами украшали преимущественно парадные комнаты. Только во дворцах очень богатых вельмож можно было встретить зеркала в жилых комнатах - чаще всего в дамских будуарах, а так же в кабинете хозяина. Но в XIX веке происходит некоторое стирание очень резкого отличия богатства парадных комнат и неказистости бытовых, и зеркало повсеместно появляется в жилых комнатах - спальнях, кабинетах и т.д. Однако зеркало в парадной комнате непременно значительно богаче и роскошнее, чем в жилой.



Доказательством широкого распространения зеркал в интерьерах дворянских домов служат воспоминания современников, работы художников (именно в рассматриваемый период появился своеобразный вид изображений в живописи и графике, получивший общее название «в комнатах»), художественные произведения писателей и поэтов.
Конечно, вопрос об использовании зеркал в интерьерах первой половины XIX века далеко не однозначен. Во-первых, на протяжении полувека происходили изменения, во-вторых, очень большую роль играли вкус и материальные возможности хозяев, но определенные общие принципы и тенденции очертить возможно.



Обратимся к свидетельствам мемуаристов.
К.Н. Батюшков описывает «маленький деревянный дом» в Москве: «Вот маленький деревянный дом, с палисадником, с чистым двором, обсаженным сиренями, акациями и цветами. У дверей нас встречает учтивый слуга не в богатой ливрее, а в простом опрятном фраке. Мы спрашиваем хозяина: войдите! Комнаты чисты, стены расписаны искусной кистью, а под ногами богатые ковры и пол лакированный. Зеркала, светильники, кресла, диваны - все прелестно и кажется отделано самим богом вкуса».

Стендаль, побывавший в России в 1812 году, в одном из писем описывал дворянские дома в Петербурге так: «Там все устроено для самого чистого наслаждения. Там был искусственный мрамор и самые свежие краски, самая прекрасная английская мебель, самые изящные зеркала, очаровательные кровать, диваны самых искусных форм. Не было такой комнаты, где нельзя было бы расположиться четырьмя или пятью различными способами, всегда хорошо прислонившись, хорошо устроившись, и полное удобство было соединено с самым блестящим изяществом».

И в описании маленького скромного московского домика, и в описании богатого петербургского особняка оба автора указывают на наличие в интерьере зеркал наряду с другими предметами обстановки: диванами, коврами и т.д. - не в виде исключения, а именно наравне, что свидетельствует об их достаточном распространении.
Это подтверждает и известный мемуарист Ф.Ф. Вигель. Рассуждая о том, как изменились вкусы в обстановке домов «буржуа» после революции 1789 года, он пишет: «...родился вкус более тонкий, менее мещанский и высказался в убранстве комнат...Везде показались альбатровые вазы, ...курительницы и столики в виде треножников, курульские кресла, длинные кушетки... позолоченное или крашеное и лакированное дерево уже давно забыто...красное дерево, вошедшее во всеобщее употребление начало украшаться вызолоченными фигурами... прежде простенки покрывались огромными трюмо с позолотой кругом, с мраморными консолями снизу... Они также свои зеркала стали обделывать в красное дерево».

Все три современника указывают на наличие «зеркал» в большом количестве. Действительно, зеркал в дворянских домах было очень много, особенно в парадных комнатах.
Первая парадная комната - всегда зала. Как правило, именно зала украшалась особенно роскошно и именно в зале помещалось наибольшее количество зеркал. Помимо того, что зеркала придавали зале более нарядный и блестящий вид, они, отражая предметы украшения залы (вазы, картины, цветы, богато отделанную мебель, канделябры, люстры и др.), зрительно увеличивали их количество. Кроме того, во время торжественных вечеров, праздников они многократно увеличивали и отражали горящие свечи, создавая эффект более яркого освещения, что немаловажно для того времени.



Не такое большое количество зеркал, но совершенно обязательное, бывало в гостиных дворянских домов. М.Д. Бутурлин, описывая типичные для того времени провинциальные интерьеры, замечает: «Убранство гостиной было также одинаково во всех домах. В двух простенках между окнами висели зеркала, а под ними тумбочки или ломберные столы. В середине противоположной стены стоял... диван...» и т.д.

Другой мемуарист, М.Н. Загоскин, рассказывает о домах дворян послепожарной Москвы: «...Первая гостиная светло-бирюзовая, вторая голубая; во всех простенках, как следует, зеркала, подстольники с бронзовыми часами и фарфоровыми вазами, шелковые занавески над окнами».

Ф.Ф. Вигель так вспоминает о родной Пензе и ее гостеприимных домах: «Внутренне убранство было также везде почти одинаковое... гостиная украшалась хрустальной люстрой и в простенках двумя зеркалами с подстольниками из крашеного дерева...».

Д. Благово в книге «Рассказы бабушки» описывает «бабушкин» дом в Москве на Пречистенке: «Мы вошли в гостиную: большая желтая комната; налево три больших окна, в простенках зеркала с подстольями темно-красного дерева, как и вся мебель в гостиной».

Очень часто высокое зеркало помещали в последней комнате парадной анфилады напротив двери таким образом, что вся анфилада парадных комнат отражалась в нем; это отражение зрительно увеличивало количество парадных комнат и длину анфилады вдвое.

Непременным атрибутом дамских будуаров, начиная с XVIII века, стало зеркало. Чаще всего это был дамский туалетный стол или стол-комод с зеркалом. В более роскошных домах туалетная комната устраивалась отдельно от спальни, в более скромных спальня совмещалась с туалетной комнатой. В любом случае наипервейшим предметом этой комнаты был туалетный стол с неизменным зеркалом. Интересно, что описаний женских спален в мемуарах о первой половине XIX века практически не имеется. Это было время очень деликатного отношения к женщине. А.С. Пушкин, описывая последнюю встречу Онегина с Татьяной (а она произошла в спальне Татьяны), тактично умолчал даже о названии комнаты:

Идет, на мертвеца похожий.
Нет ни одной души в прихожей.
Он в залу; дальше: никого.
Дверь отворил он. Что ж его
С такою силой поражает?
Татьяна перед ним, одна,
Сидит, неубрана, бледна...

Сохранилось достаточно большое количество дамских туалетных столов с зеркалами. В фондовой коллекции музея-заповедника «Тарханы» одним из немногих сохранившихся мемориальных предметов является комод красного дерева с зеркалом, принадлежавший матери поэта М.М. Лермонтовой.



Как правило, помещали зеркало и в кабинете хозяина дома. Пушкин, например, так описывает кабинет богатого графа: «Лакей ввел меня в графский кабинет, а сам пошел обо мне доложить. Обширный кабинет был убран со всевозможной роскошью; около стен стояли шкафы с книгами и над каждым бронзовый бюст; над мраморным камином было широкое зеркало, пол обит был зеленым сукном и устлан коврами».

Одним из признаков роскоши здесь является камин, предмет в условиях сурового климата России необязательный. Однако камин играет большую роль в создании уюта, способствует комфорту, и люди достаточно обеспеченные с удовольствием устраивали его в своих домах наряду с печью, которая действительно служила для отопления комнаты. Камины рассматриваемого времени клались из кирпича и белились, часто
бывали отделаны мрамором. На каминной полке стояли каминные часы, канделябры, статуэтки, вазы и другие изящные предметы. Над камином, как правило, помещали зеркало. Устраивали камины и в гостиных, и в спальнях. В домах менее роскошных кабинет хозяина украшало скромное зеркало.
В других комнатах, не рассмотренных в данной работе, зеркала помещались или не помещались соответственно вкусу и материальному достатку хозяев дома.

Ульянова Вера Петровна, главный хранитель
Государственного Лермонтовского музея-заповедника «Тарханы»,
Тарханский вестник №13, 2001 год, лл.82-89

ЛитератураБатюшков К.Н. Опыты в стихах и прозе. М., 1977.
Соколов Т.М., Орлов К.А. Глазами современников. Русский жилой интерьер первой трети XIX века. Л. 1982.
Записки Ф.Ф. Вигеля. // Русский архив. М., 1891. Кн.1.
Записки графа М.Д. Бутурлина. // Русский архив. М., 1897. Кн.2.
Загоскин М.Н. ПСС.: В 10 т. Т. 7. М., 1898.
Благово Д. Рассказы бабушки. Из воспоминаний пяти поколений, записанные и собранные её внуком Д. Благово. Л., 1989.
Пушкин А.С. ПСС.: В 19 т. Т. 6 и 8. М., 1948

зеркала в интерьерах 19 века, интерьеры Барского дома, музей Тарханы, Барский дом

Previous post Next post
Up