Оформление окон в барских домах первой половины XIX в.

Oct 09, 2015 12:59

Анализ изображений на акварелях и литографиях, а также свидетельства литературных и мемуарных источников позволяют выделить несколько вариантов оконных драпировок. Рассмотрим каждый из них.

1. Тройные шторы. Первый их слой - гардина, т. е. занавес из прозрачных легких тканей, закрывающих окно по всей длине до пола либо до подоконника. Второй слой - расходящиеся по обеим сторонам два полотна из непрозрачных материй, украшенных бахромой или декоративной тесьмой, присборенные шелковыми шнурами на уровне подоконника. Небольшой в длине отрезок ткани, закрывающий верхнюю часть окна - третий слой - назвали ламбрекеном. Его шили из той же ткани, что и второй слой или же из другой, сочетающейся по цвету, драпировали по обеим сторонам объемными, мягкими складками и тоже украшали тесьмой, бахромой или рюшами. Чаще всего тройные шторы использовали в парадных комнатах.



Неизвестный художник. Гостиная-кабинет М.Т. Пашковой на Невском проспекте в Петербурге. 1830-е

2. В двойных шторах, кроме ламбрекена, присутствовал один из описанных нижних слоев штор - из прозрачных материй либо достаточно плотных, но легко драпируемых. В этом варианте прослеживается большое разнообразие драпировок ламбрекенов, их длины, ширины и формы, а также в сочетаниях цветов используемых тканей, рюшей, бахромы и декоративных шнуров с объемными кистями на концах. В качестве второго, нижнего, слоя использовали либо гардины из легких прозрачных или непрозрачных тканей, либо маркизы. Именно так называли «навес над окном для защиты от солнца», который, в отличие от гардин, крепился не к карнизу, а к оконной раме. С помощью нехитрого приспособления ткань, растянутую по размерам окна, поднимали или опускали, накручивая на круглое основание небольшого диаметра. Нижний край маркизы обычно фиксировался небольшой рейкой и украшался декоративной тесьмой, кружевом или бахромой.



Рубцов А.А. Имение Марьино. Первая треть XIX в.

Популярностью в те годы пользовались однослойные шторы. В этом варианте окно украшала либо маркиза, либо гардина, но чаще всего - ламбрекен. Такой способ оформления был распространен прежде всего в усадебных домах. Их хозяева, заботясь о красивых, живописных видах, открывавшихся из окон и дополнявших своим очарованием внутренние интерьеры, не стремились закрывать их. В этом случае драпировка окна служила еще и своеобразной рамой для картины, вдохновенно написанной самой природой.



Тихобразов Н.И. Интерьер в имении Лопухиных. 1844

Описывая интерьеры помещичьих домов, граф М.Д. Бутурлин, вспоминая барский дом в усадьбе Белкино, упомянул окно - «без занавесей и драпировки, но с наружными ... жалюзи». Они представляли собою «створки или шторки, составленные из наискосок расположенных тонких дощечек, не примыкавших друг к другу и пропускавших едва дневной свет». Судя по этому описанию, резонно предположить то, что использовались подобные «шторки» исключительно для защиты от солнечных лучей в летнее время.

К своеобразному варианту можно отнести очень милую деталь, упомянутую М.Ю. Лермонтовым в поэме «Тамбовская казначейша». «Пред окнами» дома одного из героев поэмы казначея Бобковского:

............................... цвели
Четыре стриженных березки
Взамен гардин и пышных стор,
Невинной роскоши убор.

Существенным элементом драпировки были и карнизы, по определению В. Даля - «поперечина над окном или дверью, на которую вешают шторы». В случае декоративного оформления, они служили «весьма нужной деталью, придающей всему ансамблю интерьера комнат парадность и завершенность».

Выбор украшения окна определялся, в первую очередь, назначением комнаты, и, конечно, зависел от вкуса хозяев дома, их материальных возможностей и социального статуса, а также от требований моды. Так, в начале XIX века этой коварной, непостоянной дамой «были изгнаны ... шелковые занавеси», о чем свидетельствовал Ф. Вигель. Они «заменились холщовыми материями с накладкою прорезного казимира... с бахрамою и кистями». Правда, мода на них продержалась совсем недолго, до 1805 г., после чего «шелковые ткани опять явились». Ответ на вопрос почему же они вновь «явились» находим в словаре под ред. Брокгауза и Ефрона: «благодаря выдающимся качествам: крепости, блеску и способности принимать окраску ... Шелковые нити позволяют изготовить в высшей степени тонкие, легкие, весьма прозрачные ткани - тафты и флорансы (еще более тонкие материи, нежели тафты)» .

Ткани, украшавшие окна, различались по весу, по отделке, по основе материала и по переплетению нитей. Для легких «прозрачных» гардин шли в употребление:
кисея - тончайшая хлопчатобумажная ткань;
муар - шелковая или полушелковая ткань с волнообразным отливом различных оттенков;
муслин - мягкая, легкая ткань из льнобатиста или полушелка.

Для ламбрекенов и плотных гардин использовали и хлопчатобумажные, и шелковые ткани, такие, как:
- коленкор - одноцветная материя, покрытая мастичным слоем и пропущенная через пресс для предания гладкости и блеска;
- репс - ткань в мелкий рубчик;
- атлас - шелковая ткань с гладкой, блестящей лицевой поверхностью;
- штоф - одноцветная или многоцветная ткань с крупным набивным узором;
- перюсень - шелковая ткань с набивным цветочным узором;
- бархат - шелковая ткань «с короткою, стриженою, густою ворсою»;
- парча - шелковая ткань, затканная золотыми или серебряными нитями.

Для маркиз применялись хлопчатобумажные и льняные ткани, а уже к 20-м годам XIX в. лен использовали только для столового белья. Русская текстильная промышленность в те годы уже обеспечивала внутренний рынок необходимыми тканями. К началу XIX века в этой отрасли отмечался бурный рост производства, а изделия наших мануфактур, выпускавших шелковые, хлопчатобумажные и льняные ткани, выделялись своим высоким качеством не только среди российских, но признавались и «против заморских без охулки». На I Всемирной выставке в Лондоне в 1841 г. знатоки текстильного рынка были поражены «изящностью и оригинальностью узоров русских шелковых тканей и парчи».



Ракович А.Н. Интерьер. 1845



Тихобразов Н.И. Петербургский интерьер. 1844



Жуковский С.Ю. Гостиная



Зеленцов К.А. В комнатах



Подключников Н.И. Гостиная в доме Нащокиных в Москве. 1838



Тыранов А.В. Интерьер в дворянском доме. 1830-е



Неизвестный художник. Гостиная и кабинет в московской квартире дворян Батвиньевых. 1846



Неизвестный художник. Кабинет князя Долгорукого в Москве. Середина XIX века

Автор: научный сотрудник музея-заповедника "Тарханы" Е.Б. Родина
Источник: "Тарханский вестник" №18, лл. 83-91

живопись 19 века, живопись 18 века, Лермонтов, Музей Тарханы, Научная статья

Previous post Next post
Up