Сотрудники музея «Тарханы» ведут работу с детьми Лермонтовского детского сада по программе «Музей и дети».
Главная задача, стоящая перед музейными педагогами - воспитать ценителей прекрасного, людей, для которых культурные и духовные ценности являлись бы основой формирования их мировоззрения, жизненных потребностей.
Одно из главных направлений работы студии - краеведение. Подлинные экспонаты, предлагаемые музеем для занятий, способствуют формированию у детей бережного отношения к предметам истории, осознанию их ценности.
Расположение детского сада в селе Лермонтове позволяет вносить в краеведение литературную тему, разговор о поэте. Ребята узнают о нем не только как о великом человеке, но и как об их земляке, жившем и творившем на этой земле.
Занятия в студии - первая ступень на пути познания жизни и творчества М. Ю. Лермонтова. На следующих ступенях обучения (в школе) дети знакомятся с конкретными фактами из жизни и творчества поэта. Работа с детьми детского сада осуществляется по следующему плану.
1. «Родные все места», знакомство с улицами села. Первые сведения об историческом краеведении.
2. «Вместе дружная семья», знакомство с национальным составом, обычаями и традициями жителей родного села. Крестьянская обрядовая поэзия.
3. «Здравствуй музей!» Осень в саду Лермонтова. Музей как хранитель памяти.
4. «Наш земляк Лермонтов». Лермонтов - поэт, группа художник, музыкант. Детские годы поэта.
5. «Созвучье слов живых...» Конкурс стихов.
6. «Лермонтов глазами детей». Выставка детского творчества.
7. «В гостях у ключницы Дарьи». Знакомство с интерьером крестьянской избы. Быт крестьянский и быт дворянский.
8. «И в праздник вечером росистым...» Песни, загадки, потешки, прибаутки.
9. «Гори, гори ясно...» Детские игры Лермонтовского времени.
10. «Умелые руки мастеров». Знакомство с декоративно-прикладным искусством. Исторические народные промыслы Пензенского края (гончарство). Лепка из глины и роспись по глине.
11. «Мастерская художника». Первое знакомство с живописью (портрет, пейзаж, натюрморт). Рисуем любимую игрушку. Экскурсия в природу. Рисуем пейзаж.
12. «О чем рассказал предмет?» Из истории вещей XIX века.
13. «Самовар кипит, уходить музей не велит». Семейный праздник.
В программу работы в детском саду входят также методические разработки занятий по каждой теме, предусматривающие цель, оборудование, порядок, определенные методические приемы проведения занятия. В качестве примера предлагаем одну из таких разработок.
Методическая модель занятия «Умелые руки мастеров» Тема: Народные ремесла Пензенского края (гончарство).
Цель: Познакомить детей с одним из исторических народных промыслов с. Языково Белинского района, воспитать интерес к гончарному делу, способствовать развитию творческого воображения и способностей.
Оборудование: 1) экспонаты (глиняные игрушки и посуда из глины, деревянные изделия, бисерные вышивки);
2) магнитофон, фонограммы плясовой;
3) глина.
I. Знакомство с гончарным промыслом. Слово педагога с элементами эвристической беседы, демонстрацией образцов изделий. Сегодняшнее занятие называется «Умелые руки мастеров». А вы знаете, кто такие мастера? Посмотрите, сколько прекрасных вещей сделано их руками: вышивки маленькими стеклянными бусинками - бисером; изделия из дерева и глины. Видите, какие красивые игрушки, сделаны руками мастеров, а играли такими игрушками еще 100 лет тому назад. Такие же игрушки есть и у современных детей. А это что? Верно, посуда. Такой глиняной посудой на Руси пользовались издавна. Посмотрите - это горшки. В крестьянском доме их было около десятка и более, причем разных форм и размеров. Как вы думаете, для чего они служили? Предназначение горшков зависело от их формы. Крестьяне говорили: «Щи да каша пища...» Продолжайте: «...наша». А вот это - корчага, обычно в ней хранили топленое масло; а в кубышку наливали масло растительное; посмотрите, какой красивый квасник, кувшин; горшок этот предназначался для молока, оно в нем было очень вкусным и всегда холодным, если молоко прокисало, то давало толстый слой сметаны, который удобно было снимать деревянной ложкой. Хозяйки берегли горшки и обращались с ними очень аккуратно. Почему? Правильно, глиняная посуда была хрупкой и легко билась! А когда горшок становился старым, трескался, его оплетали берестой. Про такой горшок в деревне бытовала загадка: «Был ребенок - не знал пеленок, старым стал - пеленаться стал». Ребята, а что можно было хранить в таком горшке? Верно: и муку, и крупу, и соль. Итак, изделия, которые находятся перед нами, сделаны мастерами. Мастеров, работающих с глиной, называют гончарами. Давайте повторим вслух: «Гон - ча - ры». Основной инструмент для их работы - гончарный круг. Вот на этой фотографии - гончар за работой. Когда мы видим такие вещи и говорим о тех, кто их сделал, нам кажется, что эти мастера живут и творят где-то далеко. А оказывается, что они рядом с нами. Недалеко от г. Белинского есть село Языково, в котором издавна занимались гончарным промыслом. Гончарами могли быть и мужчины, и женщины. А как вы думаете, где мастера брали глину? Вам глина встречается на улице? Правильно, она есть на склонах оврагов, обрывистых берегах реки. По цвету она бывает и белая, и серая, и голубая. Но уличная глина для изделий не годилась. Гончары добывали глину для работы в специальных местах. Глубокой осенью или зимой, из глубоких ям, которые были похожи колодцы, брали глину. Мастер обвязывался веревкой, спускался в такой колодец, складывал глину в корзину или кузов, а напарник по команде мастера поднимал тяжелый груз наверх. Принесут глину домой, достанут деревянное корыто, вывалят в него глину и зальют водой. Корыто обязательно нужно деревянное, в железном глина заржавеет. Несколько недель глина пролежит в воде, пока станет пригодна для работы с ней. Позовет тогда отец сына или дочь и попросит собрать золу из всех печек. Принесут дети целое ведро золы, а отец ее на пол высыплет, а на нее глину - и босыми ногами месить станут все, кто в доме есть.
II. Игра с элементами эвристической беседы. Давайте-ка представим себе избу и вообразим, что мы глину месим. Мальчишки, заворачивайте свои брюки до колен, как это делали раньше. (Под музыку дети «месят глину»). Как вы думаете, готова наша глина? А как вы догадались? Если к ногам не липнет - значит готова (так же, как тесто для пирогов: не пристает к рукам - кончай месить). Затем мастер делает изделия. После этого их сушат и в доме, и на улице, под навесом. Через 2-3 дня глиняную посуду ставят для обжига. Как вы думаете куда? Сейчас вы догадаетесь: «Сверху дыра и снизу дыра, а посредине огонь да вода». Что это? (Печь.) Посуду ставят в печь на полдня. В печи жарко, там глина затвердеет и станет, как камень. И тогда в такой посуде можно и варить, и молоко в нее наливать. До сих пор жителей Языкова называют горшечниками. Как вы думаете, почему? Языковскую игрушку отличить от других всегда можно, ее либо в серебряный цвет красили, либо вообще краской не покрывали. Ребята, найдете ли вы среди этих игрушек языковские?
III. Изготовление гончарного изделия (блюдца). А теперь, представим себя гончарами. Вот вам глина: помните ее. Какая она? Верно, глина в отличие от пластилина - живая. Каждый мастер должен «прочувствовать» свой материал. А теперь будем лепить (лепим блюдце). Сегодня мы с вами узнали много нового, потрудились. Теперь вы легко отгадаете старинную загадку. «Огня не страшусь, воды не боюсь». Что это? (Глиняная посуда). А как называют мастеров, работающих с глиной? (Гончары). Ваши работы мы оформим все вместе как выставку «Тарханские гончары».
По месту проведения занятия делятся на музейные и студийные (в детском саду). Такое деление оправдывает себя. Большая часть встреч с детьми происходит в музее, где они чувствуют себя комфортно. Занятие может быть и познавательным, и закрепляющим. Например, первое занятие «Как жили наши предки» традиционно проводится в Доме ключника, а следующее - в детском саду. Дети начинают познавать прошлое с помощью музейных предметов. Рубель со скалкой, выполнявшие роль современного утюга, гребень и веретено - (атрибуты пряхи), серп и ткацкий станок, безмен, светец - все эти предметы становятся объектами пристального изучения малышей. На дом ребятам задается задание - расспросить родных о каком-либо старинном предмете, имеющемся у них дома. На следующее занятие ребенок приносит эту вещь и с удовольствием рассказывает о ней.
Обычно занятия проходят в игровой форме, позволяющей каждому ребенку реализовать свою индивидуальность. Свою фантазию шестилетки проявляют и в изготовлении глиняной игрушки, тряпичной куклы, в рисунках. Дети рисуют предметы крестьянского и дворянского быта, даже пытаются проиллюстрировать русскую пословицу или поговорку. Занятия помогают детям раскрепоститься. Игра-путешествие, игра-поиск, игра-фантазирование - такие формы работы дают возможность ребенку с каждым разом все больше и больше адаптироваться в музее. У каждого появляется «любимая» комната в барском доме, любимый уголок в парке, любимая вещь, о которой он будет рассказывать дома.
Живя в многонациональном селе, дети должны познакомиться с культурой живущих рядом людей. Лекторами на занятиях «Вместе дружная семья» выступают сами шестилетки. Педагог же служит направляющим, связующим звеном между этапами такого урока. Одетые в национальные костюмы дети с гордостью рассказывают об обычаях татар, мордвы, русских; исполняют песни на родном языке, танцуют. Итоговое занятие на эту тему проходит в музее с чаепитием и дегустацией блюд национальной кухни. В таком празднике участвуют обычно и родители. Папы, мамы, бабушки имеют возможность увидеть то, чем живет их ребенок в музее. Дети ведут за руку близких показать свой любимый экспонат, выступают в роли экскурсовода, чувствуют себя в музее хозяевами.
Значительное время отводится знакомству с народными ремеслами Пензенского края. На первом занятии «Умелые руки мастеров» ребята узнают, что такое резьба и роспись по дереву, лозоплетение, гончарство. Они уже могут сказать своим сверстникам, чем отличается языковская глиняная игрушка от абашевской, как сделаны и для чего служили когда-то плетеная корзинка и туесок, кошелка и лукошко, что такое чарка и братина. Дети лепят из глины, накладывают на простейшие деревянные изделия акварельные краски. Они творят, они учатся «чувствовать» материал. Специальное занятие посвящено наблюдению за работой мастера, знакомству с гончарным кругом и муфельной печью.
Занятия по программе «Музей и дети» дополняют учебный процесс. Мы не предлагаем ребенку готовые истины, приглашаем его к диалогу, пробуждаем творческую активность. Работа по формированию духовной культуры детей ведется в тесном контакте музейного педагога, воспитателей детского сада и родителей.
Автор: Е.И. Шубенина - заведующая сектором музейной педагогики
Государственного Лермонтовского музея-заповедника «Тарханы»
"Тарханский вестник" №13, лл. 69-75