Киоты в дворянском и крестьянском интерьерах первой половины XIX века

Dec 10, 2013 17:52

Русский жилой интерьер первой трети XIX в., периода развитого классицизма, именуемого «ампиром», представляет для нас большой интерес. Этот этап русской культуры и вопрос о роли икон во внутреннем убранстве помещичьих домов заслуживают детального рассмотрения, т.к. обусловливают типологические основы музеефикации барского дома. Специальных работ по рассматриваемой проблеме практически нет, поэтому прибегнем к помощи «очевидцев», современников эпохи, и имеющимся изобразительным материалам.

Иконы были неотъемлемым элементом убранства жилого интерьера русского быта. Они занимали важное место в повседневной жизни. Д.Д. Благово, вспоминая о своей тетушке, писал: «Во время обедни прибежали ей сказать, что ее дом горит.
- Спасите прежде всего иконы, бумаги и книги, а там что можете, а как скоро кончится служба, возвращусь и я, на все воля Божья».

Иконы в помещичьих усадебных домах были настолько привычны, что отсутствие их принималось как отступление от нормы. С.Т. Аксаков для того, чтобы показать отрицательный образ героя, подчеркивает отсутствие икон в комнате: «Прасковья Ивановна стояла на коленях и со слезами молилась богу на новый церковный крест, который горел от восходящего солнца перед самыми окнами дома: никакого образа в комнате не было».

Не случайна реплика Печорина в повести Лермонтова «Тамань»: «Я вошел в хату: две лавки и стол да огромный сундук возле печи составляли всю ее мебель. На стене ни одного образа - дурной знак!»
Вот строки из поэмы М.Ю. Лермонтова «Сашка»:
Свеча горела трепетным огнем,
И часто, вспыхнув, луч ее мгновенный
Вдруг обливал и потолок и стены.
В углу переднем фольга образов
Тогда меняла тысячу цветов,
И верба, наклоненная над ними,
Блистала вдруг листами золотыми.

В помещичьих усадебных домах иконы могли быть и в парадных комнатах.
В повести «Детские годы Багрова-внука» Аксаков так описывает приезд семьи Багровых в родовое имение: «Мы заняли гостиную. С нами была железная двойная кровать, которая вся развинчивалась и разбиралась. ... Мне было сначала грустно, потом стало скучно, и я заснул. Не знаю, сколько времени я спал, но, проснувшись, увидел при свете лампады, теплившейся перед образом, что отец лежит на своем канапе, а мать сидит подле него и плачет».
У Толстого в повести «Юность» читаем: «В диванной, куда нас провел Фока и где он постлал нам постель, казалось, все - зеркало, ширмы, старый деревянный образ, каждая неровность стены, оклеенной белой бумагой, - все говорило про страдания, про смерть, про то, чего уже больше никогда не будет». Описанное в повести событие можно отнести к сороковым годам XIX в.

Традиция размещения икон в парадных комнатах относится прежде всего к сельским дворянским домам. В городских домах, особенно богатых, из интерьера парадных комнат иконы были исключены уже в середине XVIII века. И все же следует отметить, что размещение икон в парадных комнатах зависело прежде всего от религиозности и вкусов хозяев. Но если в парадных комнатах иконы не всегда помещали, то в спальнях они были обязательны.
А.И. Кучумов, современный исследователь старинного жилого интерьера XIX в., отмечает: «Необходимой принадлежностью спальни были киоты - угольники-божницы. В них размещались фамильные и брачные иконы в дорогих серебряных окладах, перед иконами горели лампады. На стенах спальни, наряду с пейзажами и картинами на религиозные темы, так же, как и в других комнатах, размещались живописные портреты членов семьи и близких».
Так, на акварели Э.П. Гау 1879 г. «Ситцевая спальня в гатчинском дворце с мебелью. 1858 год» видно, что на стене спальни наряду с портретом висит икона. Она поменьше портрета и расположена вверху. Икона находится не в традиционном углу, у окна, а на стене в киоте в виде застекленной рамы для одной иконы.



Э.П. Гау 1879 г. «Ситцевая спальня в гатчинском дворце с мебелью. 1858 год»

Киоты и иконы в спальнях описаны в художественной литературе. Например, в поэме М.Ю. Лермонтова «Боярин Орша»:
Висят над ложем образа;
Их ризы блещут, их глаза
Вдруг оживляются, глядят -
Но с чем сравнить подобный взгляд?
Он непонятней и страшней
Всех мертвых и живых очей!
В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» о спальне старого графа Безухова читаем: «Пьер хорошо знал эту большую разделенную колоннами и аркой комнату, всю обитую персидскими коврами. Часть комнаты за колоннами, где с одной стороны стояла высокая красного дерева кровать под шелковыми занавесями, а с другой - огромный киот с образами, была красно и ярко освещена, как бывают освещены церкви во время вечерней службы. Под освященными ризами киота стояло длинное вольтеровское кресло...»
Киот описан и в повести С.Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука»: «Я заснул в обыкновенное время, но вдруг отчего-то ночью проснулся: комната была ярко освещена, киот с образами растворен, перед каждым образом в золоченой ризе теплилась восковая свеча, мать, стоя на коленях, вполголоса читала молитвенник, плакала и молилась».

В крестьянских избах соблюдение религиозной традиции - украшение переднего угла иконами - соблюдалось вплоть до начала XX века. В повести М.С. Жуковой «Дача на Петергофской дороге» читаем: «В переднем углу образ старинной живописи, то есть темный до того, что нельзя рассмотреть лика изображенного на нем святого. Перед ним лампада, медная, посеребренная, повешена на медных тоненьких цепочках; в нее вставлен небольшой хрустальный стакан, наполненный до половины водою, сверх ее масло, поплавок и зажженная светиленка. Огонь этот, символ любящего сердца, горит день и ночь перед изображением угодника!...».
В книге Н.Н. Шумовой «Русская живопись середины XIX в.» находим репродукцию с рисунка неизвестного художника «Демьянова уха» 1856 г. с изображением киота в крестьянской избе. В левом углу, между окном и стеной, половинчатый киот с раскрытыми двухстворчатыми дверцами. Расположен он от потолка до лавок, которые как два луча расходятся из красного угла. Верхняя часть киота с застекленными дверцами, а нижняя закрыта шторкой. Перед киотом зажженная лампада. Под образами обеденный стол.



«Демьянова уха» 1856 г.

В энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона дано следующее определение: «Кивот - деревянный ящик, поставец. У нас это слово употребляется для означения: ящика, в который ставятся иконы, или рамы со стеклом для образа».
В Советском энциклопедическом словаре (изданном в 1990 году) читаем: «киот (от греч. кibotos - ящик), в православии - застекленный ящик или шкафчик для икон (божница). В других направлениях христианства - витрина для размещения предметов религиозного поклонения».
В. Даль в «Толковом словаре...» дает более подробное определение: «Божница - ...украшена иконами, св. книгами для молитвы. Стекольчатый шкаф, поставец разной величины и вида, во всю стену, половинчатый, либо малый, на полочке, для постановки икон, образов, богов, божества, киот, кивот, иногда только полочка, угольник, косыня, потому что народ не подвешивает образов, а ставит их. На божнице хранится и св. вода, освященная верба, пасхальное яичко, иногда Евангелие, и, как на месте не всякому доступном, счеты, расписки, платежные тетради». Из многочисленных образцов особенно были типичны иногда украшенные незатейливой резьбой киоты простой формы: шкафчик (ящик, застекленная рама) с застекленной дверцей, киоты для одной иконы.

Итак, киот - это шкафчик с застекленной дверцей либо для одной иконы, либо для нескольких, напольный или половинчатый. Такие киоты были типичны для помещичьих усадебных домов. Интересен по своей форме киот, изображенный на гравюре М.М. Рашевского (иллюстрации к «Тамбовской казначейше» М. Лермонтова 1874 г.) с рис. М.П. Клодта «Забыта жаркая перина». В правом углу возле окна большой полукруглой формы напольный киот с иконами и лампадой, застеклена только верхняя одностворчатая дверца.
В крестьянских избах самый распространенный киот представляет собой полочку-косыню. Образец такого киота можно видеть в альбоме «Государственная Третьяковская галерея» на репродукции с картины В.И. Сурикова «Меньшиков в Березове». 1883 г. В правом углу две угловые треугольные полочки, расположенные одна над другой. На верхней стоят иконы в металлических ризах («риза - металлический оклад на иконе, оставляющий открытыми только лицо и руки образа»). Перед ними зажженная лампада. На нижней - св. писание, св. вода и т. п. Под образами аналой, на котором лежит евангелие («аналой (от греческого - подставка для книг) - в православных церквах высокая подставка, на которую при богослужении кладут для чтения церковные книги, ставят иконы и крест»).



В.И. Сурикова «Меньшиков в Березове». 1883 г.

Таким образом, в помещичьих домах начала XIX века и в крестьянских избах находилось большое количество икон. В парадных комнатах помещичьих домов иконы размещались чаще в маленьком киоте для одной иконы либо в золоченой ризе. В парадных комнатах могло и не быть икон, что зависело от вкусов и религиозности хозяев. Киоты с иконами были непременной принадлежностью спален и специально предназначенных для молений комнат-образных («образная - моленная, комната, убранная иконами, образами, где обычно большой кивот, лампада, свечи, ладаница, налой с св. евангелием»).

В крестьянских домах иконы размещали в красном углу в большом киоте или на небольших полочках. Киоты, резные и простые, были как напольные, так и половинчатые - от потолка до лавок. Часто вместо киота использовались угловые полочки-угольники, которые тоже были разнообразной формы: и в виде треугольника, и полочки, очерчивающей угол (могли быть украшены резьбой). Угольники-божницы могли быть и фигурными. Божница или образница (своего рода открытый киот) и получила свое название от украшения иконами. В больших киотах напольных или половинчатых и на полочках иконы могли быть каждая в отдельном киоте, использовались также золоченые или посеребренные ризы.

"Тарханский вестник" №13, л.89-95
Автор: Столярова Елена Николаевна - старший научный сотрудник
отдела экспозиций и выставочной работы
Государственного Лермонтовского музея-заповедника «Тарханы»
Литература:
1. Благово Д. Рассказы бабушки. Из воспоминаний пяти поколений, написанные и собранные ее внуком Д. Благово. Л. 1989.
2. Аксаков С.Т. Семейная хроника. Т. I. М., 1996
3. Лермонтов М.Ю. Соч.: В 2 т. Т. II. М., 1990.
4. Лермонтов М.Ю. Соч.: В 2 т. Т.I. М., 1988.
5. Аксаков С.Т. Детские годы Багрова-внука. Т. I. М. , 1966.
6. Толстой Л.Н. Собр. соч.: В 12 т. Т. I. М., 1984.
7. Кучумов А.М. Убранство русского жилого интерьера XIX века. Л. 1977.
8. Толстой Л.Н. Война и мир. Т. III-IV. М., 1983.
9. Жукова М.С. Дача на Петергофской дороге. М., 1986.
10. См: Шумова М.Н. Русская живопись середины XIX в. М., 1984.
11. Брокгауз Ф.А. Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Т. 29. СПб., 1895.
12. Прохоров А.М. Советский энциклопедический словарь. М., 1990.
13. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. I. М., 1955.
14. См: Лермонтовская энциклопедия. М., 1981.
15. См: Государственная Третьяковская галерея. М., 1989.

Лермонтов, киот, Тарханский вестник

Previous post Next post
Up