"Великие живописцы Возрождения: картины из собрания Академии Каррара в Бергамо" (Часть III)

Oct 24, 2014 21:04

Третий, завершающий, раздел выставки «Великие живописцы Возрождения: картины из собрания Академии Каррара в Бергамо" (первые два раздела здесь http://vittasim.livejournal.com/127884.html и http://vittasim.livejournal.com/128125.html)  посвящен исключительно венецианской живописи Чинквеченто (XVI век), Высокого и позднего Возрождения. Здесь преобладают работы бергамских художников - Якопо Пальмы Старшего, Андреа Превитали, Джованни Баттисты Морони, а также Лоренцо Лотто и Джованни Карьяни, которые, будучи венецианцами, надолго связали свою жизнь с Бергамо.



Лоренцо Лотто. мученичество святого Стефана, 1513-1517, дерево, масло

Бергамо для мыслителя и тонкого наблюдателя Лоренцо Лотто, которого всю жизнь преследовала химера более популярного Тициана, - родной город. Лотто силился разгадать суть вещей, носителем религиозных истин считал простой народ и не принимал универсальности и всеядности других итальянских мастеров: с опаской относился к Рафаэлю и демонстративно проходил мимо работ Микеланджело.

Святой Сте́фан- первый христианский мученик, происходивший из диаспоры евреев; был привлечён к суду Синедриона и побит камнями за христианскую проповедь в Иерусалиме около 33-36 года.



Лоренцо Лотто. Положение во гроб, около 1513-1517, дерево, масло



Лоренцо Лотто «Мистическое обручение Св.Екатерины» 1523 холст, масло

Одно из самых известных полотен Лотто - «Мистическое обручение святой Екатерины». Полотно было отдано художником купцу Никколо ди Бартоломео Бонги в качестве оплаты за дом и студию рядом с церковью Сан-Микеле-аль Поццо Bianco, так как Лотто задолжал за целый год. Стоимость картины Лотто оценил в 60 дукатов, что было больше, чем аренда за год, так что Bonghi вернул разницу. Во время войны с французами пейзаж с горой Синай, или Голгофой, или вид Бергамо, открывающийся за нарисованным окном, так понравился одному из солдат, что он вырезал его из картины. По иронии судьбы, картина в это время находилась на хранении в церкви Сан-Микеле. С тех пор вместо окна на полотне - пустая плоскость, оставленная в качестве напоминания о варварстве.

Довольно распространенный в европейской живописи религиозный сюжет повествует о святой мученице Екатерине, которая родилась в Александрии. Екатерина обладала необыкновенной красотой, мудростью, хорошим характером и прочими достоинствами и однажды  объявила своим родителям, что выйдет замуж лишь за того, кто превзойдет её по всем этим качествам. Мать Екатерины, тайная христианка, отвела её к отшельнику, который поведал девушке о подобном юноше. Через некоторое время Екатерина имела видение и приняла крещение. После крещения у нее случилось новое видение: она перенеслась на небеса и предстала перед Иисусом Христом и Девой Марией, которая вручила её руку своему сыну. Иисус вручил ей свое кольцо и назвал своей невестой.

Мистическое обручение святой Екатерины происходит в домашней обстановке. На том месте, где обычно изображен Святой Иосиф, стоит хозяин дома, что являлось в те времена очень необычным для изображения донатора. Глядя прямо на зрителя и положив свою левую руку на сердце, Бонги дает знак благословения правой рукой. Лотто поместил свою подпись на боковую стенку скамеечки, которая стоит у ног Богородицы. Сложная прическа Екатерины дополняется золотой короной, украшенной жемчугом, прядь роскошно крупного жемчуга и рубиновая брошь с жемчужиной, дополняется жемчужной серьгой. Жемчуг, представляющий чистоту и целомудрие, был соответствующим символом святой. Обильные драпировки роскошных одежд Екатерины и Богородицы резко контрастируют со скоромным платьем Бонги.



Джироламо Дженга. Святой Августин совершает таинство крещения над оглашенными, 1516-1518, дерево, масло.

Работа Джироламо Дженги - «Святой Августин совершает таинство крещения над оглашенными». создавалась по заказу церкви августинцев - это часть алтарного комплекса, который оказался разрозненным во время наполеоновских войн.



Якопо Негретти, прозванный Пальмой Старшим, Мадонна с Младенцем, святым Иоанно Крестителем и Марией Магдалиной, около 1520, дерево, масло

В картинах Пальма Веккьо часто изображается пышная белокурая красавица - тип, который становится отличительным признаком живописной манеры этого художника. Якопо Пальма Веккьо был признанным портретистом и выполнял также множество работ по заказу церкви. К их числу относятся алтари с изображением Мадонны и младенца в окружении святых (композиция Sacra Conversazione). Фигуры картин Якопо Негретти, в большинстве случаев выполненные на фоне пейзажа, имеют благородный характер и одеты в широкие одежды с широкими складками.

Подобные полотна были очень популярны среди зарубежных коллекционеров в Венеции в XVII веке. Карло Ридольфи в своей книге „Чудеса искусства, или Жизнеописания наиболее знаменитых художников Венеции", опубликованной в 1648 году, дал определение этой работе художника, как требующей редких усилий («'rarissima Fatica»).
Ландшафт на заднем плане напоминает горы вокруг Бергамо.Хотя Святой Иоанн Креститель родился всего через шесть месяцев до Рождества Христова, здесь он изображен как отшельник - проповедник. Мадонна и святая Мария Магдалина изображены в характерном стиле Пальмы, - этот тип пышной, белокурой горожанки был популярным в искусстве Венеции 1-й половины 16 века. В центре композиции младенец Христос играет с алавастровым сосудом, принадлежащии Марии МагдалинеРебенок схватился за крышку, в то время, как святая пытается удержать сосуд.. Сосуд является одним из предметов страстей господних, ссылкой на помазание ног Христа Марией Магдалиной не задолго до его распятиея. Рассказ об омовении ног Иисуса миром, совершённом грешницей, есть у Луки: "И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром" (Лук. 7:37-38).



Андреа Кордельяги, прозванный Андреа Первитали. Мадонна с Младенцем, святыми Павлом, Агнессой, донаторами Паоло и Аньезе Кассотти (Мадонна Касотти), 1523, холст, масло

Картина Андреа Кордельяги, прозванный Андреа Первитали. «Мадонна с Младенцем, святыми Павлом, Агнессой, донаторами Паоло и Аньезе Кассотти» имеет еще одно название - «Мадонна Касотти»),
Купец Паоло Cassotti был одним из самых богатых людей в Бергамо. Аньезе Avinatri, его вторая жена, на которой он женился в 1517 году, была из знатной семьи. Свое богатство семейство Касотти, как и многие другие семьи, нажило за счет торговли шерстью. Их торговые связи охватили не только  всю Италию, но и достигли Египта. Паоло, его брат и их родственники, построили дома на Виа Пиньоло, (улица известная в Бергамо тем, что на ней расположено много известных палаццо). Касотти были  меценатами, финансируя работы в церкви Санто Спирито,  заказывали (по крайней мере), восемь работ Лоренцо Лотто.

Полное название для этой картины - необычно, так как, кроме Мадонны и святых, указаны имена донаторов. Обычно донаторов изображали стоящими на коленях  и значительно ниже божественных персонажей.  Не смотря на то, что младенец окружен разными фигурами, только святые, изображенные без своих атрибутов, смотрят прямо на него. Нежный наклон головы Мадонны повторяется наклон головы ребенка, который благословляет св. Павла. Голова Аньезе Кассотти также наклонена, а ее супруг смотрит прямо на зрителя. Хотя на донаторах мрачная одежда, богатые золотые украшения прически Аньезе Кассотти вторят золотой вышивке  на подушке, вышивке одежды Мадонны, ореолам. Богатство одежд святых как бы подчеркивает богатство Касотти.



Джованни Бонконсильо, прозванный Марескалько. Воскресение Христа, около 1525-1530, холст, масло



Джованни Баттиста Морони. Портрет молодого человека в возрасте 29 лет, 1567, холст, масло

В России впервые представлены пять портретов Морони. В Эрмитаже есть один небольшой портрет, который не дает представления о творчестве этого мастера из Бергамо.



Джованни Баттиста Морони. Портрет девочки из семейства Редетти. 1570. Академия

Морони очень точно передал терпеливую позу, и даже усталость маленькой девочки от долгого позирования. И, в то же время в ее осанке чувствуется гордость, девочка прекрасно понимает, какое высокое положение занимает ее семья в Бергамо. Ребенок изображен без взрослых, что достаточно необычно для того времени, так как дети символизировали переход от одного поколения к другому, наследование богатства семьи или знаний. Несмотря на то, что портрет находился в собственности семьи Редетти, неизвестно, была ли девочка членом этой семьи и, также, неизвестно ее имя.



Джованни Баттиста Морони. Портрет Бернардо Спини, 1573-1574, холст, масло

Работы Джованни Баттиста Морони: портрет Бернардо Спини и портрет Паче Риволо Спини, были приобретены у последней представительницы семьи Спини, графини Martinengo Спини в 1852 году.  Портрет графини, имя которой означает «мир», был более популярен, чем портрет ее мужа, и он выставлялся чаще, в том числе - на выставках в Париже, Лондоне и других местах. Широкую известность портреты приобрели в девятнадцатом веке, когда портреты Морони покупали для коллекции Национальной галереи Лондона. Сегодня работы Морони иллюстрируют не только хрестоматии по искусству позднего Возрождения, но и учебники по истории итальянского общества.

Спини был представителем аристократической семьи из Альбино,  небольшого города, расположенного в семи милях к северу от Бергамо, в долине Сериана. (Альбино - родина Морони). Еще отец Бернардо Спини, Марк Антонио, часто делал заказы молодому Морони: фрески для дворца и для церкви Сан-Джулиано. Бернардо продолжил традицию. Бернардо Спини занимался текстильным бизнесом, работал в местных органах власти, занимался общественной деятельностью. Возможно, оба портрета висели в семейном дворце. В своем завещании Бернардо Спини признал трех сыновей, которые родились вне брака. С женой Паче Риволо Спини у Бернардо был один сын, Джованни. Одетый в черное, горделивый Бернандо Спини, сделавший состояние на производстве и продаже тканей, изображен в полный рост на холодном сером фоне - так раньше рисовали императоров. Надпись на портрете, золотом, сделанная после его смерти:"BERNARDVS SPINVS / OBYT MDCXII / ETATIS LXXVI", говорит о его долголетии: он умер в 1612 году в возрасте семидесяти шести лет.



Джованни Баттиста Морони. Портрет Паче Риволо Спини, 1573-1574, холст, масло

Паче Риволо Спини, дочь Джованни Риволо, была обручена с графом Бернардо Спини 16 ноября 1568 и принесла с собой значительное приданое 2000 экю. Возможно, портреты были выполнены в память о свадьбе, которая праздновалась первые месяцы 1569. Шикарные детали их одежды, такие, как «испанский» воротник и форма головного убора Бернардо, стали модными после 1570, поэтому последняя датировка портретов - примерно 1573 год. Надпись золотом, которая была добавлена на портрете после смерти графини: "PAX RIVOLA SPINVS / obyt 1613 ETATIS 72 ', говорит о ее долголетии: она умерла в 1613 году в возрасте семидесяти двух лет, пережив мужа на месяц.



Джованни Баттиста Морони. Потрет сидящего старика с книгой, около 1576, холст, масло

Вот что пишет (affabricatus ) : «Луч света подчеркивает руки старика…Мягкие и ухоженные - это руки человека далекого от ремесленного труда. Золотое кольцо-печатка, единственное украшение, говорит о том, что перед нами политический деятель или дворянин... Из под рукава широкого черного плаща видна лисья опушка, таким же мехом утеплен воротник. Скорее всего это домашний халат. В левой руке пожилой человек держит карманного формата книжечку. Скорее всего это не религиозная книга, иначе на ее обложке был бы изображен крест. Современники Реформации, особенно итальянцы, не упускали возможности подчеркнуть свою религиозную благонадежность, буде таковая имелась. Вероятней всего наш политический деятель читает на досуге поэзию Данте или Петрарки, возможно антиков. В любом случае, эта книжка выглядит как предмет, с которым хозяин не расстается и всегда берет с собой. Лицо становится вторым композиционным центром картины. Перед нами смуглый пожилой мужчина с ясным взглядом широких глаз из под тяжелых век и развитых бровей. Это выдает в нем привычку хмуриться и сосредоточенно читать. Выдающийся мясистый нос выдает семитское происхождение своего хозяина. Нижняя часть лица прикрыта усами и благообразной седой бородой. Выражение лица такое, какое было бы у человека, которого внезапный посетитель оторвал от чтения…Неизвестный любитель чтения очень удобно устроился в деревянном кресле с разными подлокотниками кожаной обивкой спинки с красной бахромой. ...»

http://halloart.ru/showthread.php?t=1956&p=10968#post10968
http://www.nga.gov.au/Exhibition/RENAISSANCE/Default.cfm?mystartrow=73&realstartrow=73&MnuID=3&GalID=0
http://smallbay.ru/artitaly/palma.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%F2%F0%E0%F1%F2%E8_%D5%F0%E8%F1%F2%EE%E2%FB
http://www.gazeta.ru/culture/2014/04/30/a_6015033.shtml

Москва, Италия, музеи, выставка, ГМИИ

Previous post Next post
Up