Музей христианства (Museo Cristiano) в Чивидале дель Фриули (Италия)

Jan 21, 2014 12:02

Оригинал взят у marinagra в ИСКУССТВО ЛАНГОБАРДОВ: БАПТИСТЕРИЙ КАЛЛИСТУСА И АЛТАРЬ РАХИСА



фрагмент экспозиции Музея Христианства: алтарь короля Рахиса
и баптистерий патриарха Каллистуса

В Музее христианства (Museo Cristiano) при соборе Санта Мария Ассунта хранятся произведения,
благодаря которым  маленький итальянский городок Чивидале дель Фриули упоминается в каждом
сколько-нибудь солидном труде по истории средневекового искусства: баптистерий патриарха
Каллистуса и алтарь короля лангобардов Рахиса.



Баптистерий патриарха Каллистуса. 8 век

Мраморный баптистерий - восьмигранный крестильный бассейн с колоннами, поддерживающими
изящные арки, - был создан по заказу Каллистуса, патриарха Аквилейского, в 737 году. Ограждающие
его рельефные плиты добавлены двумя-тремя десятилетиями позднее. Одна из них носит имя
заказчика - патриарха Аквилейского Зигвальда.



Баптистерий патриарха Каллистуса

Откуда в Чивидале появились патриархи? Не вдаваясь глубоко в историю церкви, упомяну лишь о
том, что Аквилейский патриархат возник в середине 6 века, когда епископ северо-итальянского
города Аквилеи прервал, из-за идейных разногласий, общение с Римом и принял сан патриарха.
Аквилейская патриархия, автономная Церковь на территории северной Италии ( в нее входили
современные области Венето и  Фриули-Венеция-Джулия, а также Словения и полуостров Истрия),
примирилась с Римом только через 150 лет, в 698 году. Но и после этого епископы Аквилеи
(к тому времени единый Аквилейский патриархат распался на два) сохранили титул патриархов.
В 730 году резиденция одного из двух патриархатов была перенесена в  Чивидале.



Плита патриарха Зигвальда.

Баптистерий, так же как и ХРАМ ЛАНГОБАРДОВ в Чивидале, овеян духом поздней античности и
Византии, но изображения символов четырех евангелистов - орла, быка, ангела и льва - на плите
патриарха Зигвальда "изобличают, - как отметил классик немецкого искусствознания Карл Вёрман, -
"не позднеримский и не византийский стиль, а северо-германский". Причем если стилизованные
изображения животных и растений органично сочетаются в искусстве лангобардов с орнаментами,
то фигуры людей с характерными "грушевидными" головами и искаженными пропорциями выдают
неумелость средневековых мастеров. И в то же время этим неуклюжим фигурам нельзя отказать
в своеобразной выразительности - в  наивных и искренних произведениях эпохи  лангобардов
европейское искусство словно заново переживает "детство".



Передняя стенка алтаря короля Рахиса. "Majestas Domini". 8 век

О происхождении алтаря короля Рахиса позволяет судить дарственная надпись вдоль его
верхнего края, которая свидетельствует о том, что алтарь - дар короля Рахиса церкви в память
о его отце, герцоге Фриульском Пеммоне. Рахис царствовал очень недолго, с 744 по 749 г., но,
возможно, алтарь был создан между 737 и 744 годами, когда Рахис был герцогом Фриульским.






Алтарь короля Рахиса. Реконструкция окраски.

Алтарь Рахиса - простой параллелепипед, облицованный мраморными рельефными плитами, -
был  окрашен и сверкал позолотой. Это доказывают остатки краски, сохранившиеся в
углублениях рельефов. Реконструкция окраски время от времени проецируется на переднюю
часть алтаря как "слайд". Ярко окрашенный алтарь-реликварий (в нем хранились реликвии,
которые можно было видеть через окошко в задней стенке) походил на многоцветный
драгоценный ларец.



Алтарь короля Рахиса. "Majestas Domini". Фрагмент.

На передней стенке алтаря в миндалевидном нимбе-мандорле (от итальянского mandorla,
«миндалина») изображен "Господь во славе" ("Majestas Domini") с херувимами. Мандорлу
поддерживают четыре ангела. На боковых сторонах алтаря изображены сцены "Поклонение
волхвов" и "Встреча Марии и Елизаветы".



Алтарь короля Рахиса. Встреча Марии и Елизаветы



Алтарь короля Рахиса. Поклонение волхвов.



Алтарь короля Рахиса. Задняя стенка с окошком для осмотра реликвий

В музее есть еще много произведений эпохи лангобардов, в том числе мраморный трон
патриарха, но, увы, моя незаконная фотосессия была прервана ретивой служительницей,
и я, распрощавшись с Чивидале, отправилась в город Удине, о котором тоже надеюсь
когда-нибудь рассказать.






Фрагменты рельефов, конец 7 - начало 8 века.

Италия, история искусства, музей

Previous post Next post
Up