"Под знаком Рембрандта" Художественное собрание семьи Мосоловых

Dec 08, 2012 20:58

Все изображения, кроме первого, взяты из интернета, в частности - здесь представлены фотографии: Черномашенцева Владимира.

ГМИИ имени А.С. Пушкина продолжает цикл выставок «Портреты коллекционеров», в рамках которого знакомит публику с историей собирательства в России, а также с современными частными коллекциями. Новый проект, представленный в Отделе личных коллекций, посвящен собранию известного русского гравера и потомственного коллекционера Николая Семеновича Мосолова (1847 - 1914).




Коллекции, завещанные Николаем Семеновичем Мосоловым Румянцевскому музею, а впоследствии ставшие частью собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина, создавались стараниями трех поколений этой семьи. Основателем художественного собрания был Николай Семенович Мосолов - старший (1775 - 1859). По свидетельству современников, Николай Семенович и его брат Федор Семенович были близки с графом Алексеем Григорьевичем Орловым-Чесменским, блистательным екатерининским вельможей. Возможно, благодаря дружбе с графом Орловым братья Мосоловы увлеклись разведением породистых лошадей и художественным коллекционированием. Собрания братьев Мосоловых были хорошо известны среди современников.



Орест Адамович Кипренский (1782-1836). "Портрет Николая Семеновича Мосолова" (старшего), 1811. Холст, масло. Из собрания Государственной Третьяковской галереи.

В своем имении Жерновка Тульской губернии Николай Семенович Мосолов собрал небольшую, но редкую галерею картин. Главным разделом собрания была коллекция старых мастеров итальянской, фламандской и голландской школ. Некоторые картины вели происхождение из знаменитых королевских собраний. Так, семейная реликвия - «Спаситель» Джанпетрино - входил некогда в коллекцию английского короля Карла I.



Джанпетрино(Джованни Педрини или Джан Пьетро Рицци) Спаситель. начало XVI века.

«Возвращение с охоты» Ф. Ваувермана находилось в собрании королевы Христины Шведской.



Вауверман Филипс Паувелс «Возвращение с охоты», 1660-е годы. Дерево, масло. Из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Живопись дополняли скульптура, гравюрное собрание, великолепная библиотека, куда входили уникальные иллюстрированные издания XVIII века, например, басни Лафонтена. Достаточно сказать, что некоторые из них когда-то принадлежали герцогу Орлеанскому. Эти книги попали в Россию после Французской революции. Неотъемлемой частью усадьбы был разбитый хозяином сад, в котором, как в коллекции, были посажены деревья разных пород, и который он украсил цветниками и гротом, «где сидел выточенный из дерева пустынник с книгой в руках». Имение Мосолова - великолепный пример усадебной культуры эпохи Просвещения. Свободный от обязанностей, налагаемых службой или жизнью света, и даже от ведения большого усадебного хозяйства, Николай Семенович мог изучать искусство и заниматься живописью.



Николай Семенович Мосолов - старший (1775 - 1859) Гравюра его внука Н.С. Мосолова

Коллекция Николая Семеновича Мосолова-старшего перешла по наследству к его единственному сыну, Семену Николаевичу Мосолову (1812-1880), который явился истинным продолжателем дела отца. Наследуя семейную традицию, он стал не только коллекционером, но и живописцем и гравером-любителем. Несомненно, детство и отрочество, проведенные среди произведений искусства, воспитали вкус и художественное чутье.



Василий Тропинин (1776-1857) - Портрет Семёна Николаевича Мосолова. 1836

Вместе с тем, Семен Николаевич имел собственные пристрастия в искусстве. Первым приобретением Семена Николаевича стала коллекция офортов Рембрандта, которую он купил в 1853 году. С этих пор Рембрандт стал его «героем» на всю жизнь. Он пополнял свою коллекцию до самой кончины, собрав в общей сложности 367 рембрандтовских офортов (беспрецедентное для России множество), а также эстампов художников его школы. Более того, Семен Николаевич написал очерк о творчестве великого голландца, собрал обширный корпус гравированных репродукций с картин и рисунков Рембрандта, выполненных мастерами разных школ в XVIII - XIX веков, а также сам гравировал копии с офортов Рембрандта. Поэтому неслучайно на портрете, выполненном Людвигом Крибелем (1859), он предстает в берете и плаще «alla Rembrandt».



На выставке были также представлены портреты жены и дочери С.Н. Мосолова также выполненные Людвигом Антоном Мария Крибель



Людвиг Антон Мария Крибель "Портрет А.А. Мосоловой", 1859. Холст, масло. Из собрания Государственного Исторического музея.



Людвиг Антон Мария Крибель "Портрет М.С.. Мосоловой", 1862. Холст, масло. Из собрания Государственного Исторического музея.

Семен Николаевич значительно расширил и живописную часть собрания отца. Это были картины из собрания его дяди Ф.С. Мосолова, среди которых знаменитая работа «Флейтист» А. ван Остаде,



Адриан Янс ван Остаде Флейтист 1635

«Пастух с ослом» К. Дюжардена,



Карел Дюжарден Пастух с ослом 1665

«Автопортрет» М.В. Квадаля,



Мартин Фердинанд Квадаль "Автопортрет", 1787. Холст, масло

марина К.Ж. Верне.



Верне Клод Жозеф. "Морской вид. Туман»



Адриан ван де Вельде «Стадо». 1663.

Также Семен Николаевич коллекционировал произведения голландских, французских и немецких мастеров, приобретенные у коллекционеров и на аукционах, причем перевес в коллекции стали составлять произведения голландской и фламандской школ.
Переезд в Москву из Тульской губернии, в приобретенную у наследников дяди, Ф.С.Мосолова, усадьбу на Лубянке, позволили С.Н.Мосолову нарушить прежнюю изоляцию, поддерживать постоянное общение с другими коллекционерами, быть в курсе художественной жизни. Ближайшим помощником и единомышленником Семена Николаевича был сын, Николай Семенович-младший. С отцом их связывала не только родственные отношения, но и общее дело и интересы. Семен Николаевич помогал сыну в печатании офортов. Тот в свою очередь, нередко выполнял поручения отца во время поездок за границу по собственным делам, особенно в последние годы жизни С.Н. Мосолова.



Николай Семенович Мосолов -(1847 - 1914) Автопортрет

Второй зал посвящен Николаю Семеновичу Мосолову (9.11.1847-16.07.1914). Николай Семенович, как человек, интересующийся и собирающий предметы искусства, сам был художником-гравером, пройдя серьезное обучение - сначала в Санкт-Петербурге у Федора Иордана, затем и за границей, в Дрездене, Вене и Париже. Потом подтверждает звание «художника 3 класса» в российской Академии художеств - что было необходимым, чтобы получить разрешение держать дома печатный станок. Уже в 15 лет за гравюру с картины Рембрандта он получает серебряную медаль Академии художеств, в 36 лет становится академиком, в 1876 года за серию гравюр с Рембрандта получает золотую медаль парижского салона.

В зале представлена его гравюра, на которой изображен прадед Мосолов С.И, выполненная с утерянного ныне портрета.



Мосолов С.И., прадед гравера (гравюра, Н. Мосолов)

Известна была страсть Н.С. Мосолова найти более ранние и самые первые отпечатки с рембрандтовских досок. Особенно он дорожил гравюрами с личной подписью художника. На основе своей коллекции, Николай Семенович писал эссе и составлял каталоги с описью произведений, хранящихся у него. Мощным инструментом в научных занятиях была прекрасная библиотека, включавшая издания по общей истории искусства, справочники по гравюре, журналы по искусству, каталоги аукционов - общим числом около 2000 томов. В этом зале можно посмотреть импровизированный книжный шкаф в котором собраны все его труды и тома, написанные непосредственно Николаем Семеновичем.



Николай Семенович собрал коллекцию восточных редкостей: вазы, блюда, статуэтки, нэцке. В 1914 году его коллекция по завещанию перешла Румянцевскому музею.



Самый важный раздел экспозиции - те самые офорты Рембрандта, что определили когда-то суть собрания Мосоловых. Кстати, все гравюры прижизненные, как Рембрандта, так и других художников. На выставке представлены не все листы, приобретенные семейством, но значительная их часть. Знаменитые «Три дерева». Это самый большой офорт Рембрандта с пейзажем. Появление странноватых облаков слева от центра связано с тем, что Рембрандт использовал пластину с отвергнутым наброском для ранее созданного офорта «Успение богородицы»



Рембрандт Харменс ван Рейн «Три дерева», 1643 офорт.



Рембрандт Харменс ван Рейн "Три хижины у дороги", 1650 офорт



Рембрандт Харменс ван Рейн "Снятие с креста", 1633, офорт. С картины Рембрандта (оригинал - в старой Пинакотеке, Мюнхен)



Рембрандт Харменс ван Рейн "Читающий св. Иероним (среди итальянского пейзажа)", ок. 1653. Офорт, сухая игла, резец, оттиск на овсяной бумаге.



Рембрандт Харменс ван Рейн "Слепой Товит", 1651,. офорт, сухая игла.



Рембрандт Харменс ван Рейн "Нищий в высокой шапке, опирающийся на палку", ок. 1629, офорт.



Рембрандт Харменс ван Рейн "Морильщик крыс", 1633, офорт, резец.



Рембрандт Харменс ван Рейн. "Бородатый мужчина в меховом плаще и шапке (портрет отца Рембрандта)", 1631, офорт, резец.



Рембрандт Харменс ван Рейн "Адам и Ева", 1638, офорт



Рембрандт Харменс ван Рейн "Воскрешение Лазаря" (большая доска), ок. 1632, офорт, резец. Оттиск на китайской бумаге



Рембрандт Харменс ван Рейн. "Ян Эйтенбогарт, проповедник секты ремонстрантов", 1635, офорт, резец



Рембрандт Харменс ван Рейн. "Благовестие пастухам",1634 , офорт, резец, сухая игла



Рембрандт Харменс ван Рейн «Автопортрет художника, облокотившегося на балюстраду». 1639г.



Рембрандт Харменс ван Рейн. "Христос перед народом", 1655 офорт горизонтальная доска .



Рембрандт Харменс ван Рейн . "Смерть Марии" офорт 1639



Рембрандт Харменс ван Рейн офорт "Снятие с креста при свете факела" 1654 офорт

О листе «Три креста», о «дрожи ужаса» мира, потрясающе точно написал в своё время один из лучших в мире исследователей наследия Рембрандта-офортиста Евгений Левитин: «…Штрихи резца и иглы создают впечатление неистовых потоков, обрушившихся на землю; тут нет ни вполне чёрного, ни вполне белого, только градация серых и чёрных мерцающих тонов, словно свет здесь еще не отделён от тьмы. И этот прозрачный мрак, пронизанный лучами сверхъестественного света, как бы растворяет всю массу людей, развеществляет их; лишь отдельные детали фигур, поглощенные сияющим мраком, сверкают, словно излучая сгустки энергии. На наших глазах происходит превращение света в материю и материи в свет».



Рембрандт Харменс ван Рейн офорт "Три креста" 1653 офорт



Рембрандт Харменс ван Рейн "Автопортрет с усами и бородкой» офорт 1631"



Рембрандт Харменс ван Рейн "Рембрандт с растрепанными волосами", офорт, около 1631



Рембрандт Харменс ван Рейн "Рембрант рисующий у окна" офорт 1648



Рембрандт Харменс ван Рейн "Мельница" офорт 1641

Христос, окруженный больными («Лист в 100 гульденов») Этот офорт едва ли не самое знаменитое произведение Рембрандта-офортиста. Им восхищались, его дорого ценили уже при жизни художника (что нашло отражение в его втором названии: обычно стоимость офорта в Голландии в XVII в. не превышала 3-5 гульденов).



Рембрандт Харменс ван Рейн «Христос, окруженный больными (Лист в 100 гульденов)» 1643

Представлен на выставке офорт «Портрет Старого Харинга» (ок. 1655) - «оттиск бархатнаго тона, чрезвычайно редкий экземпляр со многими зазубринами», как писал Николай Семенович, особенно дороживший этим приобретением.



Рембрандт Харменс ван Рейн «Портрет Старого Харинга)»офорт 1655

На одной из фотографий, также представленных на выставке, Николай Семенович запечатлен именно с этим листом в руках.



Н.С. Мосолов с офортом Рембрандта "Портрет старого Харинга". Фотография. Около 1898 ©ГМИИ им. А.С

В то же время Николай Семенович продолжил пополнять коллекцию, причем, его пристрастием становится только голландская и фламандская школы, произведения художников XVII столетия. Офорты Яна Ливенса, Адриана ван Остаде, Якоба Рейсдала, Николаса Берхема, Яна Бота, Корнелиса Бега не столь хорошо известны широкой публике, как рембрандтовские, но они недаром относятся к золотому веку нидерландской графики: многие из них иначе как шедеврами не назовешь. Такая «узкая специализация» на одной европейской школе графики была необычным явлением для того времени.



Антони Ватерлоо



Бега, Корнелис Питерс Bega»Трое пьяниц» .

Графическое искусство Адриана ван Остаде (1610 -1680) представлено в коллекции Мосоловых также достаточно полно и многообразно ( 210 листов). На протяжении XVIII-XIX веков Остаде был самым популярным голландским художником у коллекционеров графики после великого Рембрандта. Ведущий мастер крестьянского жанра в живописи, Остаде и в офорте придерживался той же тематики. Героями его эстампов становились крестьяне, пляшущие или мирно беседующие в кабачке, кумушки на деревенской улочке, крестьянская семья, молящаяся перед обедом, уличный музыкант, башмачник.



Адриан ван Остаде. «Курильщик у окна» 1610



Адриан ван Остаде «Художник в мастерской"

Нашлось здесь место и для живописи, тоже очень качественной (упомянем хотя бы «Отдых на пути в Египет» Яна Брейгеля-старшего и «Курильщиков» Давида Тенирса-младшего).



Ян Брейгель Старший "Отдых на пути в Египет". Медь, масло.



Ланджетти Джованни Баттиста. "Святой Себастьян"



Берхем Николас Питерс. "Стадо у воды"

Отдельный зал посвящен рисункам.



Рембрандт Харменс ван Рейн "Набросок женщины с ребенком на руках"



Людолф Бакхейзен «Морской пейзаж с парусными судами». Перо, кисть коричневым тоном.



Абрахам Блумарт



Хендрик Аверкамп, «Девять крестьян вокруг тачки»



Юлфт Якоб ван дер. "Античные руины"



Висхер Корнелис II. "Портрет дамы в образе Дианы" Черный мел на пергаменте.



Аверкамп Хендрик Барентс. "Баржа с сеном на реке близ Аудекерк"



Остаде Адриан ван. "Группа крестьян в дверях фермы"



Сафтлевен Херман Херманс. "Горный пейзаж с фигурами"



Велде Эсайас ван де. "Дама и кавалер" Перо, кисть коричневым тоном.



Ян Викторс, приписывается. “Старуха, пекущая блины” (так называемая “Кухня в доме Рембрандта”)»

На выставке представлены гравюры, созданные Николаем Семеновичем Мосоловым во второй половине XIX века. Как гравер Николай Семенович Мосолов принадлежит к числу наиболее значительных представителей традиции репродукционной гравюры, работавших в России во второй половине XIX века. Положение Мосолова-гравера в истории русского искусства во многом уникально. С одной стороны, он практически не имел конкурентов внутри страны, так как был единственным, кто в этот период последовательно занимался репродуцированием произведений старых голландских и фламандских мастеров. С другой, художественная деятельность Мосолова чрезвычайно органично вписывалась в европейский контекст, так как полностью отвечала характерному для Европы того времени интересу к искусству прошлого, стремлению к его изучению и популяризации. Так, Николай Семенович делает серию гравюр с эрмитажных живописных произведений, прежде всего Рембрандтов (были изданы, в том числе, и за границей).



Мосолов Н.С. "Даная" (С картины Рембрандта)

Н.С. Мосолов был одним из наиболее авторитетных знатоков и первых популяризаторов искусства Рембрандта в России. Его выбор гравюра на меди - технически трудоемкого и не самого дешевого метода репродукции был не случаен. Начиная с 1860-х годов, постепенно возрождался интерес к офорту как оригинальной технике, дающей не только репродукционные, но и прекрасные художественные, выразительные возможности. Кроме того, сказывалось желание подражать своим кумирам - старым мастерам, для многих из которых офортный станок и игла были не менее важными атрибутами ремесла, чем кисть и палитра.



Мосолов Николай Семенович «Толстой Лев Николаевич» гравюра

В 1870-е годы Мосолов много времени проводил в музейных собраниях Европы - побывал в Рейксмузеуме в Амстердаме, Королевской галере Маурицхёйс в Гааге, парижском Лувре, картинных галереях Дрездена и Касселя, мюнхенской Пинакотеке, Бельведере в Вене, Лондонской национальной галерее. Результатом этих поездок стали еще 26 гравюр с произведений Рембрандта. Лучшие из них были объединены в альбом «Dix eaux-fortes d'après Rembrandt par N. Mossoloff», выпущенный известным издателем Вильгельмом Другулиным в 1876 году тиражом в 115 экземпляров (на японской бумаге).
Также представлены 8 скульптур XVII - XIX веков из собрания Мосоловых: французские и итальянские бронзы Жана-Франсуа Милле ,Шарля-Франсуа Добиньи, Камиля Коро.







Все свое собрание вместе с библиотекой, личным архивом и уцелевшей частью фамильного собрания (живопись европейских мастеров, коллекции японской и китайской бронзы, фарфора, изделий из слоновой кости, копенгагенского фарфора, мебель) Мосолов завещал Румянцевскому музею, куда поступило и значительное число гравюр работы его самого. Оттуда львиная доля коллекции попала в фонды ГМИИ, при этом произведения русских художников были переданы Третьяковке, а собрание нэцке ушло в Государственный музей Востока. На настоящей выставке вновь воссоединились произведения искусства, некогда составлявшие гордость коллекции, собранной в XIX веке тремя поколениями семьи Мосоловых.

http://www.arts-museum.ru/events/archive/2012/10/rembrandt/index.php
http://halloart.ru/showthread.php?t=1815
http://www.arts-museum.ru/events/archive/2012/12/rembrandt_conf/index.php
http://museum-world.livejournal.com/71088.html
http://www.gazeta.ru/culture/2012/10/12/a_4810273.shtml
http://style-epohi.ru/pod-znakom-rembrandta.html
http://blog.imhonet.ru/author/vpratus/post/6203042/
http://foxey-lady.livejournal.com/65554.html
http://www.strannik-sergey.ru/2012/3/2012-07-21-Za-Okoi/2012-07-15-Zernovka.html
http://blogs.privet.ru/user/glushcenko_valeriy/119742986
http://art.1september.ru/view_article.php?id=200902205
http://www.arterritory.com/ru/teksti/recenzii/1615-na_kuhne_u_rembrandta/
http://www.rembrandtpainting.net/rmbrndt_etchings/ab_rembrandt_etchings.htm

Москва, история искусства, музей, ГМИИ, Россия

Previous post Next post
Up