Крепость Кирения (и город вокруг) на севере Кипра вместе со всем островом поменяла множество хозяев. Византийцы, династия Лузиньянов, венецианцы, османы - и все строили, перестраивали, совершенствовали этот ключевой, наряду с Фамагустой, кипрский укрепрайон.
Где теперь чье творчество - поди разбери.
Вход в крепость
Это вид со стены, как полагается, защищенная гавань. Общий вид крепости снять сложно, она средней величины, правильный прямоугольник, стены не слишком высокие, стоит прямо над морем, как видите - то есть из города вида на крепость нет, а вблизи получается только кусок стены.
Внутри занятно.
Войдя в ворота, попадаешь в туннель, вроде этого
Такие ходы пронизывают периметры стен, и до выхода во двор пришлось идти этим туннелем какое-то время. Неподалеку от входа встретилась церковь, вмурованная в стену.
Вход в нее прямо вбок из туннеля, а снаружи выглядит вот так
Ну, то есть, считайте, никак не выглядит. Головка высовывается из кладки стен, снято со стены, прямо под ногами округлые своды - стоит перешагнуть бровку. Я так понимаю, церковь еще византийская и была потом обстроена при переделке укреплений.
Побродив по коридорам, вдруг натыкаешься на насельников крепости
При слабом свете - весьма натуральные. Это же турецкая часть Кипра, а турки любят восковые фигуры (ну, судя по их количеству в турецких музеях).
Наконец выходим из туннеля в просторный квадратный двор. Палящее солнце, каменный мешок, побродив по нему некоторое время, приходишь к мысли, что ходы внутри стен - очень недурственная идея. Особенно если вообразить, что на тебе железные латы.
Посреди двора сложены крупные археологические находки, а в башнях и стенах устроены выставочные музейные пространства.
В одной стороне двора - темница. На входе, повернув по коридору, шарахаешься от пренатурального узника в цепях и лохмотьях, жалобно сидящего в углу под дверями. Ой, это были еще цветочки. В соседней темнице глубокий колодец. Ой-ей.
Это, оказывается, в свирепые века, не то при лузиньянах, не то уже при венецианцах, жившая в Кирении не то итальянская принцесса, не то жена коменданта влюбилась в рыцаря. И вот она, несчастная. (Учтите, что история Дездемоны, как считается, имела место совсем неподалеку, она была супругой коменданта Фамагусты)
А вот и герой-любовник, его колодец в соседней темнице.
И, в отличие от дамы, он в своем мешке был лишен возможности скучать, поскольку в камере над его головой царила деловитая суета и было вряд ли тихо
Безжалостные христиане терзали турецких пленников
(Вы, надеюсь, не удивлены, что кадр у меня получился нечеткий? Я ж не репортер, ручонки-то дрожат)
И хватит, прочь отсюда, во двор, под палящее солнце
И в другую башню, там тихая, безобидная, в меру пыльная археологическая экспозиция.
Насчет пыльной я сказала для красного словца, все экспонируется очень достойно. Главный хит коллекции - целый поднятый с морского дна античный (если не путаю, античный - почему-то, видимо, от пережитого в предыдущей части экспозиции, я не сняла этикетку) корабль.
Может, он не античный, а чей-то еще? Может быть, кто-то по форме умеет определять?
Экспонируется он образцово, в огромной герметичной стеклянной витрине со стабильным микроклиматом, и обзор как сверху и сбоку, с галереи (это же внутри крепостной башни), так и снизу.
Рядом просторный зал, похож на пиршественный.
Напротив двери, которая сейчас заперта на несколько засовов (и что там, интересно?) в торце зала явно главное, тронное место.
Некто главный в замке (не уверена, что им всегда был король) восседал здесь, слуги и приближенные сновали через боковые двери, гостей, послов, парламентеров вводили в дверь напротив, и они с почтительными поклонами пересекали зал. Пиршественный стол тянулся по всему залу, а сеньор сидел во главе его.
Подойти рассмотреть тронное место поближе.
Ооо!
Какая, однако, удобная конструкция!
То есть сидит Сеньор за пиршественным столом, изволит кушать, к примеру, целиком зажаренного на вертеле быка. Осушает массивные кубки. И... никаких неудобств, никакого отягощения организму!
Вау!