На этой выставке я была в конце июня. Фотографировать, как обычно, было нельзя, поэтому все изображения, кроме первых двух - взяты из интернета. 59 шедевров из 45 лучших собраний мира приехали на три месяца в Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Ни один из этих шедевров ранее здесь не выставлялся.
Название "Воображаемый музей" - коллекция мечты - принадлежит Андре Мальро, французскому теоретику искусства и министру культуры в правительстве Шарля де Голля. Задача выставки - показать, как коллекция Пушкинского музея вписывается в мировую культуру. Шедевры, привезенные в Москву, "спрятаны" среди экспонатов постоянной экспозиции.
В "Воображаемом музее" ориентироваться непросто, поэтому я купила карту, в которой указано, в каких залах какие экспонаты искать. Выставка располагается в главном здании и в Галерее искусств стран Европы и Америки. Начнем с первого этажа главного здания.
1. Голова Аменемхета III. Гранит. Среднее царство. XII династия. Ок. 1853-1806 до н. э. Египетский музей и собрание папирусов, Берлин.
Аменемхет III - легендарный шестой царь 12 династии, один из самых могущественных правителей Египта эпохи Среднего царства. Целые и фрагментарные статуй Аменемхета III хранятся в лучших музеях мира: в Каире, Берлине, Мюнхене, Париже, Копенгагене, Риме, Санкт -Петербурге, а также в Москве, в собрании ГМИИ имени А.С. Пушкина, в котором он оказался, благодаря собирательской деятельности русского египтолога В.С. Голенищева, чья коллекция была приобретена еще при И.В. Цветаеве, основателе Музея. Берлинский памятник представляет Аменемхета III как зрелого правителя, в «Белом венце» Верхнего Египта. Мешки под глазами говорят о том, что изображение старались приблизить к оригиналу.
2. Статуя писца Хети. Известняк. XXIV в. до н. э. Музей Рёмера-Пелицеуса, Хильдесхайм, Германия
Хети или Ахтой; (с древнеегип. ''Толстый'') сановник, судья, начальник писцов и писатель. жил в конце 5-ой - начале 6-ой династий (ок. 2367-2337 гг. до н.э.). Занимал видный пост (''заведующий выдачами'') в царском хозяйстве. Автор ''Поучения'', которое адресовал своему сыну Пепи, где превозносится образование, позволяющее занять вольготное положение чиновника - ''писца'', и, заодно, описана тяжелая жизнь трудового люда. Принадлежащими Ахтою также считаются ''Поучение Аменемхета I своему сыну Сенусерту'' (описание дворцового заговора, приводящее к мысли о том, что царь должен укреплять собственную власть, не полагаясь ни на кого в своем окружении) и гимн Нилу. В более позднее время произведения Ахтоя стали образцами для подражания... Он повелел изготовить статую в позе писца для своей гробницы в Гизе. Сохранились остатки росписи.
3. Пограничная стела (кудурру) Мардука II. Переднеазиатский музей, Берлин. Кудурру - межевой пограничный знак в Вавилонии, во времена касситских царей и в последующие периоды. Это документ, подтверждавший право собственности на землю, сделанный из камня, служил одновременно и пограничным знаком. На кудурру были изображены символы божеств, призываемых в свидетели.
4. Статуя Гудеа, правителя шумерского города-государства Лагаша. Диорит. XXII в. до н. э. Лувр, Париж. Известно 30 статуй, изображающих Гудеа. В луврской статуе "Гудеа с вазой" правитель держит в руках сосуд, из которого изливаются две реки - Тигр и Евфрат. Этот правитель известен в истории своим благочестием и строительством многочисленных храмов, посвященных различным богам. Он также покровительствовал искусствам. Гудеа был обожествлен, в храмах его статуям приносили жертвы.
5. Лира из гробницы царицы Пуаби. Дерево, золото, перламутр, лазурит. Вторая пол. III тыс. до н. . Британскиймузей (Лондон). Лира инкрустирована вставками из красного песчаника, перламутра и лазурита, украшена изображениями традиционных шумерских мифологических персонажей: львиноголового бога Имдугуда, героя Гильгамеша и мифологических животных. Найдена на территории южного Ирака при раскопках 1927-1934 гг. Голова быка олицетворяет бога луны. Ниже - мифические сцены. На фрагменте «Штандарта из Ура» можно увидеть, как на ней играли на царском пиру. Во время транспортировки из Британского музея у быка откололось ухо. По возвращении домой предмет, который четыре тысячи лет назад сопровождал в последний путь царицу Пуаби, ожидает реставрация.
6. Килик с изображением богини зари Эос и ее сына Мемнона. Глина, лак, пурпур, белая краска. Аттика, вазописец Дурис, 490-480 гг. до н. э. Лувр, Париж. Килик - двуручная чаша для питья вина во время пира. Сын Эос - эфиопский царь Мемнон, союзник троянцев в войне с ахейцами. В единоборстве Ахилла и Мемнона Мемнон погиб и Эос получила от Зевса разрешение похоронить сына на его родине, в Эфиопии. «Античная pietà» - так назвали роспись знаменитой работы Дуриса на чаше из Лувра, с богиней зари Эос, поднимающей с земли мертвого сына Мемнона. Роспись на килике демонстрирует высоты композиционного мастерства и виртуозного рисунка.
7. Чаша с Гераклом и Чаша с Менадой из Гермополиса (Египет). Вторая четверть I в. н. э. Государственные музеи Берлина, Античное собрание. К сожалению, я не нашла более подробное изображение этих чаш.
8. Сосуд с изображением скифов из кургана Куль-Оба, Керчь. Золото. Греческая работа. IV в. до н. Найден в захоронении в 1830 г. Это была первая находка золота скифов, в захоронении мужчины знатного происхождения, женщины и слуги. Рядом находились золотые, серебряные и бронзовые предметы, оружие и другие изделия. Сосуд находился в ногах женщины. На этом сосуде изображены четыре сцены, служащих иллюстрацией к рассказу Геродота о происхождении скифских царей. Прародитель скифов Таргитай (в греческом варианте - Геракл) предназначил власть над Скифией тому из трёх своих сыновей от местной богини, кто сможет натянуть тетиву на его могучий лук. После неудачных попыток двух старших сыновей царство досталось младшему - Колаксаю, которого греки называли Скифом. “От этого Скифа произошли все скифские цари”. “Сцены врачевания” показывают травмы, полученные старшими сыновьями в результате неудачных попыток.
9. Статуя Исиды. Темный и белый мрамор. II век н. э. Национальный археологический музей. Неаполь Под грудью завязан «узел Исиды» - распространенный символ богини, амулет, часто выполнявшийся из минералов красного цвета - сердолика и яшмы. Большая часть рук и головы - современное дополнение по образцам римских статуй. Добавлены также: музыкальный инструмент систр - У-образная погремушка для отпугивания злых духов и сосуд ситула для культовых возлияний. На голове - бутон цветка или шишка пинии.
10. Фрагмент коптской туники с изображением богини Геи. Ахмим. III-IV вв. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Происходит из некрополя в египетском городе Ахмиме (древнем Панополе), известном центре подзнеантичного и средневекового ткачества. Копты - жители долины Нила, прославились прекрасными образцами ткачества. Открыли коптские ткани сто лет назад, во время раскопок христианских захоронений в египетских селениях, в том числе и в Ахмиме.
11. Фрагмент коптской туники с изображением бога Нила. Ахмим. III-IV вв. ГМИИ. Происходит из некрополя в египетском городе Ахмиме (древнем Панополе), известном центре подзнеантичного и средневекового ткачества. На медальоне изображение бога Нила, который держит в руках рог изобилия.
12. Витторе Карпаччо. Рождество Марии. Холст, масло. 1504 г. Академия Каррара, Бергамо Видный венецианский живописец эпохи Возрождения, современник Джованни Беллини, Джорджоне и раннего Тициана, Витторе Карпаччо (1460- 1526) занимает особое место в истории живописной школы Венеции. Своей самобытностью Карпаччо обязан прирожденному таланту рассказчика. Скурпулезное изображение художником реального мира позволяет историкам взглянуть на подлинную жизнь Венеции XV века. В картине «Рождество Марии», следуя традиции описательности и реализма в изображении деталей, Карпаччо подробно изобразил сцену, помещая ее в интерьер венецианского палаццо с уходящей вдаль анфиладой комнат, обстановка которых также детально описана художником. Царящая здесь атмосфера тишины и внутренней сосредоточенности отвечает торжественной значимости запечатленного в картине момента.
13. Дж. Баттиста Морони. Портрет сидящего старика. 1575 г. Академия Каррара, Бергамо Выдающийся итальянский живописец Джованни Баттиста Морони (1529-1578) работал преимущественно как портретист. Героями его полотен становились представители аристократии и буржуазии Бергамо и его окрестностей. На выставке представлен «Портрет старика, сидящего в кресле». Предположительно, на картине изображен нотариус Джованни Баттиста Серадобати из Альбино, родного города художника. Картина показательна для портретного творчества мастера, тесно связанного с моралистическим духом учения святого Карла Борромейского. Строгая простота изображения и смелость, с какой художник запечатлел все приметы физического увядания являются отличительной чертой позднего творчества художника, когда он отходит от аристократически-утонченной и интеллектуальной концепции портрета, которой придерживался в молодые и зрелые годы.
14. Ганс Гольбейн Младший. Портрет Антона Доброго, герцога Лотарингского. Дерево, масло. Государственные музеи, Берлин. Это произведение создано около 1543 года и относится к позднему творчеству мастера. Именно в этом году художник умер от чумы. Антон (1489-1544) - герцог Лотарингский (1508-1544), организатор кровавой расправы с восставшими крестьянами Эльзаса в 1525 г., противник Реформации. При внешнем лаконизме композиционного и живописного решения портрет отличается отточенным мастерством рисунка и выразительной моделировкой пластических форм. Творчество Гольбейна, великолепный образцом которого является портрет Антона Доброго, оказало огромное влияние на формирование жанра портрета в Западной Европе. Произведения Ганса Гольбейна Младшего отсутствуют в музеях России.
15. Альбрехт Дюрер. Портрет молодой девушки. Пергамент, наклеенный на дерево, масло. 1507 г. Государственный музей, Берлин Следы итальянских влияний заметны в искусстве немецких мастеров XV-XVI века. Так, например, «Портрет девушки в красном берете» Альбрехт Дюрер создал в 1507 году в Венеции, куда он бежал, спасаясь от чумы. В интерпретации образа обаятельной девушки присутствует характерное для произведений Дюрера подлинно ренессансное восхищение красотой человеческой природы.
16. Ханс Мемлинг. Мужской портрет. Дерево, масло. XV в. Королевский музей изящных искусств, Брюссель. Мемлинг Ханс (Memling), нидерландский живописец эпохи Раннего Возрождения. Учился, возможно, у Рогира ван дер Вейдена. Работал в Брюгге с 1465. Сочетал в своём творчестве ренессансные и позднеготические черты. Мемлинг первым на севере Европы стал изображать портретируемых на фоне пейзажа. Художник умел придать человеческим чертам мягкость и нежность, а тип композиции, где портретируемый помещался на фоне пейзажа погрудно в трёхчетвертном повороте, стал на долгое время образцом, которому следовали итальянские и нидерландские художники.
17. Иероним Босх. Извлечение камня глупости. Дерево, масло. Ок. 1490 г. Музей Прадо, Мадрид. Эта работа принадлежит к числу самых сложных и многозначных по своему образно-художественному содержанию. В Нидерландах странствующие лекари, фокусники, коробейники издавна считались олицетворением плутовства, а их пациенты олицетворяли человеческую глупость. В эпоху Позднего Средневековья было популярным суеверное представление о том, что можно сделать человека умным, вырезав жировые наросты глупости на его голове. Этим суеверием пользовались шарлатаны, и их деятельность высмеивалась в народном фольклоре. Была широко известна легенда о простодушном Лубберте из Реймбуха, которому сделали операцию по удалению камня глупости. Несомненно, эта история стала источником вдохновения и для Босха, снабдившего изображение пояснительной надписью: «Мастер вырезает камни / Моё имя - Лубберт». Однако из раны на голове Лубберта вместо камня глупости появляется тюльпан - символ обмана. В чарующем своей красотой пейзаже на заднем плане хорошо различимы колесо и виселица, напоминающие о неизбежных наказаниях за земные грехи. Круглый формат композиции (Mundus - мир) также подчёркивает всеобщий масштаб всего происходящего, окружающий мир воспринимается как царство глупости и обмана.
18. Ян ван Скорел. Мадонна с младенцем. Тамбовская областная картинная галерея. Дерево, масло. 66 х 45 Ян ван Скорел (также - ван Скорель) (1495 - 1562,) - нидерландский живописец, архитектор и гуманист эпохи Возрождения. Яркий представитель романизма. Кроме живописи, Скорел также писал стихи, был музыкантом и археологом-любителем, архитектором и инженером. Считается, что именно он был одним из первых представителей Северного Возрождения, кто привил нидерландской живописи достижения и находки итальянского чинквеченто. Мягкая, построенная на цветовой гармонии лепка образов, воздушность и поэтичность пейзажного фона, смелость манеры исполнения характеризуют картину «Мадонна с младенцем».
19. Антонис ван Дейк. Портрет Марии де Тассис. Дерево, масло. Ок. 1629/1630. Музей Лихтенштейн, Вена. Антонис Ван Дейк, (1599-1641) фламандский живописец, мастер портретной живописи. Живя в Италии, выработал характерный для него тип парадного портрета, в котором важную роль играют поза, осанка, взгляд и жест человека. В 1627 - 32 годах В. Дейк вновь живёт в Антверпене, работает придворным художником эрцгерцогини Изабеллы. В этот период наивысшего творческого расцвета ему удалось наиболее органично соединить в парадных портретах индивидуальную психологическую характеристику с торжественной представительностью образа. Так, в портрете Марии Луизы де Тассис, на редкость привлекательный внутренним темпераментом, выражение молодого лица, живость устремленного на зрителя взгляда.
20. Самюэл Диркс ван Хогстратен. Автопортрет. Холст, масло. XVII в. Воронежский областной художественный музей. (1627-1678). Самюэл Диркс ван Хогстратен - голландский художник, ученик Рембрандта. При жизни Хогстратен получил признание как живописец, график, гравёр, писатель, поэт и учёный. В своём городе он считался одним из самых почётных граждан. Диапазон жанров, в которых проявил себя живописец, чрезвычайно широк: портреты, пейзажи, жанровые и исторические сцены, анималистические произведения, натюрморты. Много времени Хогстратен уделял литературным занятиям. Главное его произведение этого рода - изданный в Роттердаме трактат «Введение в искусство живописи» (1678), который по объёму и широте охвата выдвигает автора в первые ряды теоретиков искусства XVII в.
21. Франс Хальс Старший. Портрет Даниэля ван Акена. Холст, масло. Ок. 1640 г. Национальный музей искусств, Стокгольм. .В своих портретах Франс Халс (1580/1585 - 1666) отходит от принципов академического искусства, он стремится через улыбку, жест, позу, пластичность формы передать индивидуальность, настроение, отношения с окружающим миров современного ему человека. Человек становится главным героем его произведений. Работы Халса 1640х годов, (в это время и написан портрет Даниэля ван Акена) отличаются более сдержанным колоритом, отсутствием ярких красок, а также - психологической откровенностью и беспощадностью.
http://halloart.ru/showthread.php/1547-«Воображаемый-музей».-Выставка-в-ГМИИ-им.-А.С.-Пушкина http://wikers.ru/weekly/events/9500/http://www.arts-museum.ru/events/archive/2012/04/imag_mus/index.phphttp://family-values.ru/kultura_segodnya/vystavki/do_29_iyulya_v_gmii_im_pushkina_2100.html http://irinadvorkina.livejournal.com/56331.htmlhttp://www.afisha.ru/exhibition/photo/75417/445002http://www.kp.ru/daily/25878.4/2841180/ http://mesopotamia-ru.livejournal.com/7427.htmlhttp://slovari.yandex.ru/~книги/http://www.antic-art.ru/data/greece_classic/index.phphttp://belgorod-dnestrovskiy.ru/zoloto-skifov/http://lib.rus.ec/b/215134/read http://smog6.livejournal.com/172371.html http://www.liveinternet.ru/users/4000579/post159609912 http://www.amforaclub.com/gallery/vahdayk/vandyce-self.htm http://rupo.ru/m/2535/samyuel_dirks_wan_hogstraten.html Энциклопедия мировой живописи. Москва «ОЛМА - ПРЕСС» 2001