Саркофаги Эрмитажа. Саркофаг с изображением сцен из мифа об Ипполите.

Feb 17, 2012 21:35

В Эрмитаже, в зале Юпитера, представлены три мраморных саркофага. Саркофаги стоят немного в стороне от стены, что позволяет не только обойти саркофаги и полюбоваться на заднюю и боковые стенки, но и сфотографировать их. В этом посте  -  не только мои фотографии, но и фотографии моего любимого блогера  lap_ira
.
Саркофаг с изображением сцен из мифа о греческом герое Ипполите. Рим. Середина III в. н. э. Мрамор. Саркофаг был обнаружен в 1853 г. в Риме на Виа Аурелиа ( Аврелиева дорога (лат. Via Aurelia) - римская дорога, проходившая по средиземноморскому побережью Италии) и поступил в Эрмитаж в 1862 г. из коллекции маркиза Кампана.




В склепе находились еще два саркофага - саркофаг с Ипполитом и саркофаг с Марсием, хранящиеся в настоящее время в Лувре. Легенда об Ипполите подробно представлена на всех сторонах саркофага, однако менее тщательная проработка рельфов с левой и задней стороны доказывает, что саркофаг стоял в углу гробницы.



Этот саркофаг можно отнести к аттическим или классическим саркофагам с фризами. Цоколь саркофага невысокий, на передней и правой сторонах выступающие прямоугольники, причем - на передней стороне на цоколе - изображения собак.







На передней и правой стенках саркофага карниз украшен акантовой гирляндой, плетенкой и киматием (декорировкой изогнутой поверхности карниза стилизованными листьями, овалами в обрамлениях, образующими непрерывный орнаментальный ряд).





Рельефный фриз проходит по всем четырем сторонам саркофага и посвящен мифу об Ипполите. Я бы начала осмотр с задней стороны саркофага (да простят меня искусствоведы за неточности, возможные в моем рассказе о саркофаге). Дубовые листья и пояс завитков украшают заднюю стенку, на которой изображена сцена охоты Ипполита. Прекрасный юноша, знаменитый охотник поклонялся девственной богине охоты Артемиде, и любовь обычных женщин его не волновала.



Теперь переходим к правой стенке саркофага.







Уязвленная в своем честолюбии богиня любви Афродита внушила мачехе Ипполита Федре любовь к пасынку.



Страдающая Федра пишет письмо Ипполиту и просит кормилицу передать письмо. Марина Цветаева постаралась рассказать нам содержание этого письма.
ПОСЛАНИЕ
Ипполиту от Матери - Федры - Царицы -
весть.
Прихотливому мальчику, чья красота как воск
От державного Феба, от Федры бежит... Итак,
Ипполиту от Федры: стенание нежных уст.
Утоли мою душу! (Нельзя, не коснувшись уст,
Утолить нашу душу!) Нельзя, припадя к устам,
Не припасть и к Психее, порхающей гостье
уст...
Утоли мою душу: итак, утоли уста.
Ипполит, я устала... Блудницам и жрицам -
стыд!
Не простое бесстыдство к тебе вопиет! Просты
Только речи и руки... За трепетом уст и рук
Есть великая тайна, молчанье на ней как перст.
О прости меня, девственник! отрок! наездник!
нег
Ненавистник! - Не похоть! Не женского лона -
блажь!
То она - обольстительница! То Психеи лесть -
Ипполитовы лепеты слушать у самых уст.
- "Устыдись!" - Но ведь поздно! Ведь это
последний всплеск!
Понесли мои кони! С отвесного гребня -
в прах -
Я наездница тоже! Итак, с высоты грудей,
С рокового двухолмия в пропасть твоей груди!
(Не своей ли?!) - Сумей же! Смелей же!
Нежней же! Чем
В вощаную дощечку - не смуглого ль сердца
воск?! -
Ученическим стилосом знаки врезать... О пусть
Ипполитову тайну устами прочтет твоя
Ненасытная Федра...





Теперь переходим к передней стенке саркофага. Композиция передней стороны многофигурная, довольно монотонная. Ипполит, окруженный друзьями, собирается на охоту, когда к нему подходит кормилица с письмом от Федры. Жестом руки Ипполит отстраняет ее.



Группа Ипполита с кормилицей смещена в сторону, а сам он ничем не выделяется среди остальных юношей. Обнаженные, в накинутых на плечи плащах, они стоят вплотную друг к другу. Ничто не указывает на то, что в фигурах Ипполита и кормилицы заключено все содержание сцены, как ничто не указывает и на драматизм события.







И последняя, левая сторона саркофага, украшенная пышной акантовой гирляндой. Здесь изображена трагическая развязка истории об Ипполите и Федре. Оскорбленная отказом Ипполита, Федра оклеветала юношу перед своим мужем и отцом Ипполита Тезеем. Обиженный Тезей попросил своего отца Посейдона погубить Ипполита. Посейдон послал на Ипполита морское чудовище, напугавшее коней Ипполита, кони понесли и растоптали своего хозяина.



Саркофаг сохранился очень плохо, но был реставрирован. Полностью добавлена левая часть задней стенки и часть правой стенки саркофага. Дополнены куски передней стенки. Почти все головы фигур новые.
Утраченная крышка саркофага имела форму ложа, на котором возлежала мужская фигура. Крышки не было уже в то время, когда саркофаг находился в коллекции Кампана



Войтех Замаровский «Боги и герои Античных сказаний» Словарь перевод с чешского Ю.В.Преснякова Москва Изд. «Республика» 1994г.

http://www.myrmekion.ru/bibliography/saverkina1962.htm
http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/6008.php
http://tsarskoeselo.gym1505.ru/node/1/material/80 http://school-collection.edu.ru/catalog/

http://www.tsvetayeva.com/cycle_poems/fedra.php


античность, музей, Россия, Санкт-Петербург

Previous post Next post
Up