Немного о гравюре

Jan 29, 2012 17:16

В галерее Зураба Церетели проходила выставка гравюр из фондов Российской государственной библиотеки, которая 8 января 2012 года закрылась. Я была на выставке в ноябре, но только сейчас рискнула рассказать о ней. Фотографировать, как всегда, было нельзя, поэтому все изображения я брала в интернете. Изображений гравюр, которые были представлены на выставке, в интернете оказалось немного, и я решила дополнить пост изображениями гравюр тех же художников, но те, которые не входят в данную коллекцию.




Коллекции гравюр Российской государственной библиотеки в следующем 2012 году исполнится 150 лет. В 1862 году открылся Московский Публичный и Румянцевский музеум, сразу же в нем было создано отделение Изящных искусств, в недрах которого стало складываться собрание гравюр. Уже в 1865 г. была организована выставка западноевропейской гравюры, на которой были представлены лучшие образцы гравировального искусства Германии, Нидерландов, Италии, Франции и Англии.
Визитной карточкой выставки, проходящей в галерее Зураба Церетели, была гравюра иллюстратора и миниатюриста Ханса Себальда Бехана, относящегося к кругу так называемых «малых мастеров», который был распространен в XVIвеке в Германии, Нидерландах, Англии и Швейцарии.



В 1924 г. Московский Публичный и Румянцевский музей расформировывается и на его основе создается Государственная библиотека СССР им. В. И. Ленина (ныне - Российская государственная библиотека). Практически все собрание печатной графики было передано в Музей Изящных искусств (ныне ГМИИ им. А.С. Пушкина), где на его основе был создан Кабинет гравюр. Однако ряд произведений из собрания гравюр Румянцевского музея остались в Библиотеке. Они послужили основой для создания нового фонда гравюр, который начал создаваться в 1924-25 гг. Экспозиция включала в себя работы итальянских, французских, немецких, нидерландских граверов XV-XVII веков, в том числе и шедевры известных мастеров - Дюрера, Раймонди, Калло, Рембрандта, многие из которых широкая публика видела впервые. Так, например - гравюру Рембрандта ван Рейна из коллекции Российской государственной библиотеки "Отсечение головы Иоанна Крестителя" почти век не показывали публике. Последний раз эстампы "старых мастеров" выставляли в 1916 году тогда еще в Румянцевском музеуме. Альбом с Рембрандтом не взяли. Возможно, он был за кем-то "записан".
Рембрант ван Рейн"Изгнание торгашей из храма"



Значительно пополнялся фонд гравюр за счет коллекций, поступавших в Библиотеку при национализации книжных собраний и в ходе добровольных пожертвований. Старые издания приобретались на антикварном рынке, часть материалов была получена от государственных учреждений, в т.ч. от Государственного музейного фонда. Иногда приобретались целые коллекции, как, например, собрания А.С. Петровского, А.А. Сидорова, А.И. Маркушевича, и др. (как вот эта «Сусанна и старцы» Кристофеля Йегера - из знаменитого, насчитывавшего свыше двух тысяч листов собрания сотрудника библиотеки Алексея Петровского).



Вот еще 2 работы Кристофеля Йегера, которые не входят в данную коллекцию. По не уточненным данным, эти работы находятся в Эрмитаже. Это - две половины листа «Сад любви».





Граверы XV-XVII веков - предшественники фоторепортеров, хроникеры своего времени. На листах - битвы, осады, восхождения на трон. Это, наверное, первое в мире массовое искусство. Повесить у себя живопись Тинторетто мог позволить себе далеко не каждый.
Килиан, Филипп Андреас. Христос и грешница. По оригиналу Тинторетто, находившейся в Дрезденской картинной галерее. Резец. Гравюра находится в собрании Калужского областного художественного музея



На выставке были работы, к которым приложил руку великий художник Рубенс. Великий фламандский художник Рубенс сам непосредственно гравюрой не занимался, хотя, возможно, ему принадлежат несколько гравюр, которые были скорее опытами для ознакомления с материалом. Не смотря на это, немного можно назвать художников, сыгравших такую большую роль в развитии гравюры. Рубенс создал мастерскую из лучших граверов резцом того времени для воспроизведения своих работ и произведений своих учеников: Ван Дейка, Снайдерса, Йорданса. Рубенс давал не только сюжеты для гравюр, но и руководил самим творческим процессом создания гравюр. Он понимал, что будут ценить именно его мастеров. И когда кто-то пытался издать его рисунок в другой мастерской, то дело могло дойти до судебных разбирательств, как и было однажды.
Лукас Ворстерман. Поклонение волхвов. 1620. С оригинала П.П.Рубенса. Гравюра резцом. ГМИИ им. А.С.Пушкина



На выставке были представлены работы, выполненные в различных техниках. По-прежнему, продолжу разговор о выставке, дополняя изображения гравюр и из других коллекций.

Великий Дюрер был мастером ксилографии, самой древней техникой гравюры. Плоская отполированная доска (дерево вишни, груши, яблони) продольного распила вдоль волокон дерева загрунтовывается. Поверх грунта пером наносится рисунок. Затем линии с обеих сторон обрезаются ножичком, а дерево между линиями вынимается особым долотом на глубину 2-5 мм. Краска при печати накладывается (тампоном или валиком) на выпуклую часть доски. На нее накладывается лист бумаги и придавливается прессом или вручную.
Альбрехт Дюрер, «Архангел Михаил». Работа датируется последними годами XV века.



Альбрехт Дюрер. Два апостола - Варфоломей и Симон. Здесь очень хорошо видно дюреровскую подпись-монограмму


 

Ханс Зебальд Бехам, «Святое семейство». Почти тот же период - первая половина XVI века.



Ханс Зебальд Бехам (1500-1550), как и его брат Бартель Бехам, были самыми значительными мастерами малого формата в Нюрнберге, их работы оказали огромное влияние на развитие этого стиля. Обосновавшись во Франкфурте, Ханс Зебальд Бехам становится ведущим гравером в городе. Творчество Бехама отличает народная, можно даже сказать, простонародная трактовка сюжетов. Подчеркиванием грубочувственных сторон изображаемого события, он низводит его на уровень буднично-человеческого и тем самым приближает зрителя к пониманию своего творчества.
Знаменосец и барабанщик , 1544 Метрополитен- музей



В 1538 году появляется алфавит Бехама - печатные инициалы, сделанные по его рисункам. Этот знаменитый алфавит начал использоваться во многих франкфуртских изданиях. В РГБ представлено множество таких книг - это прежде всего «Botanicon» 1540 года и другие. В том случае, когда гравировальные доски не только выполнены по рисункам Бехама, но и вырезаны собственноручно мастером, они имеют монограмму «H.S.B». Гравюры на дереве Ханса Зебальда Бехама по количеству не уступают гравюрам на меди, но по своей художественной ценности стоят гораздо ниже.



Гравюра на дереве может быть многоцветной - для чего делается несколько досок. На каждой доске вырезается чаще всего лишь часть экспозиции. Целиком же она появляется на оттиске лишь в результате печатанья со всех досок. Метод возник в начале XVI века и получил название кьяроскуро.
«Марс» Хендрика Гольциуса. Конец XVI века. Оттиск с 3 досок.



Хендрик Гольциус (1558- 29 декабря 1616 или 1 января 1617,Харлем) - нидерландский художник, представитель маньеризма. Ребёнком упал на горящие угли, изуродовал себе правую руку (впоследствии сделал несколько блестящих графических этюдов покалеченной руки). Учился витражному искусству у отца, с 1575 учился гравировальному мастерству. В 1577 поселился в Харлеме. В 21 год женился на много старшей себя, но богатой вдове, что дало ему экономическую самостоятельность. Тем не менее, он в 1590 сбежал от нее, путешествовал по Германии и Италии, где открыл для себя творчество Рафаэля, но особенно впечатлился работами Микеланджело.
Хендрик Гольциус. Икар 1588 гравюра. Нью-Йорк, New York Public Library.



В 1600 возглавил Харлемскую академию живописи. С этого же времени выступил как живописец. Гораздо более он был известен современникам как виртуозный гравёр. В его работах уже окончательно преодолены остатки влияния готики и господствуют формы античности. Гольциус гравирует энергичными, с сильными утолщениями, линиями, положенными по форме. Его значение в развитии резцовой гравюры сопоставимо с ролью таких знаменитых мастеров, как Альбрехт Дюрер или Рембрандт. Гольциус освоил виртуозную технику итальянских мастеров.
Nederlands: Officier uit het leger (uit de serie Drie militaire functionarissen). engraving. Rotterdam, Museum Boijmans Van Beuningen



Гольциус оставил многочисленных учеников и последователей.
Джейкоб Matham (по рисунку Хендрика Голциуса). Кит, выброшенный на берег вблизи Katwijk . 1598.гравюра. Различные коллекции.



Гравюра на металле появилась в Европе в начале XV века - сначала как резцовая гравюра. Приемы подготовки доски пришли из ювелирного дела. В металлической пластинке (медь, латунь, цинк, железо) механическим способом углубляется рисунок. Штрихи наносились стальным резцом квадратного сечения с ромбовидным срезом вручную, затем поверхность выглаживалась для большей четкости изображения.
Тут уже речь идет о «глубокой печати»: нанесенная краска остается в углублениях, а с нетронутой резцом поверхности стирается. Для этого типа печати требуется специальный станок с валами, а бумагу необходимо увлажнять.
Лукас ван Лейден или Лука Лейденский, «Музыканты».



Лукас ван Лейден родился в Лейдене в 1494 (или 1489). Обучение начал у своего отца Г. Якобса, продолжил у другого местного художника К. Энгельбрехтса (1509). В 1514 поступает в Лейденскую гильдию художников. Согласно старым источникам, был истинным вундеркиндом, уже в детском возрасте получая заказы на картины. Начиная с ранних лет, художник чрезвычайно плодотворно работал как гравер, главным образом в технике резцовой гравюры на меди.
Цирюльник и крестьянин гравюра (1524 год. Государственный музей, Амстердам, Голландия



Современники утверждали, что у Дюрера появился конкурент. Но конкуренция была дружеской. Художники были знакомы лично. Большинство гравюр ван Лейдена были на религиозные темы, но изображал также и жанровые сцены.
1510 Государственный музей (Амстердам) гравюра



Учился живописи у Корнелиса Энгелбректса. Очень рано овладел искусством гравюры и работал в Лейдене и Мидделбурге. В 1522 году вступил в гильдию святого Луки в Антверпене, затем вернулся в Лейден, где умер в 1533 году. Почти все гравюры Луки Лейденского подписаны инициалом «L», и около половины его работ датированы, Сохранилось около дюжины его гравюр на дереве.
Christus in Getsemane (uit de serie De kleine Passie). 1521 гравюра. Rotterdam, Museum Boijmans Van Beuningen



Мартин Шонгауэр
Шонгауэр, Мартин (1435/1440-1491), немецкий живописец и гравер. Родился в Кольмаре (Эльзас), умер в Брейзахе (Баден). О его жизни известно мало. Юность он провел в Нидерландах, возможно, работая в мастерской Рогира ван дер Вейдена. Живописные произведения Шонгауэра сохранились только во фрагментах, а единственная, несомненно принадлежащая ему работа - алтарный образ в церкви Сен Мартен в Кольмаре Мадонна в беседке из роз (1465-1470).
Благовещение.Гравировка. Государственные Кунстхалле Карлсруэ



На всех сохранившихся 115 гравюрах мастера стоит его монограмма, которую нередко использовали и другие граверы этого времени. Гравюры, относящиеся к раннему периоду его творчества, достаточно большие по размерам и сложные по композиции.
«Мадонна во дворе» Эрмитаж



SCHONGAUER Martin. A Foolish Virgin. 1480s. Engraving. National Gallery of Art, Washington



«Крестьянская семья, направляющаяся на рынок» Эрмитаж



Подлинный переворот в этой области сделали братья Карраччи, особенно Агостино Карраччи (1557-1602), который вновь поднял итальянскую репродукционную гравюру на достойную высоту.
Агостино Карраччи (16 августа 1557, Болонья - 22 марта 1602, Парма) - итальянский живописец и гравёр, брат Аннибале Караччи. Агостино собирался стать ювелиром, но поддался уговорам своего двоюродного брата Лодовико Карраччи и стал художником. Он путешествовал по Ломбардии и побывал в Венеции. Обладая большою начитанностью, в организованной братьями Карраччи Академии degli Incamminati читал лекции по теории искусства. Наиболее известные гравюры выполнены по произведениям: Тинторетто, Бароччио, Корреджо, а также некоторые гравюры с собственных работ. Агостино Карраччи получил известность благодаря своим гравюрам эротического содержания, т. н. Позы Аретино



Офорт - техника, появившаяся в начале XVI века. Основное его достоинство - легкость в изготовлении, хотя сам процесс не очень полезен для здоровья, чего нельзя сказать ни о резцовой гравюре, ни о ксилографии. Дело в том, что если в двух поименованных техниках нужно прорезать вручную линии на дереве или металле, то в офорте всю эту труднейшую работу выполняет кислота. Металлическая доска (в XVI чаще железная, в XVII-XVIII медная, позднее - цинковая), употребляемая для обычной резцовой гравюры, покрывается специальным грунтом, устойчивым к воздействию кислоты. На доску, посредством острой стальной иглы, проникая сквозь мягкий грунт, наносится рисунок. После этого доска помещается в азотную кислоту (медная - в раствор хлорного железа) (откуда и название: французское eau-forte - азотная кислота), и нанесенный иглой рисунок протравляется до желаемой глубины. После этого грунт смывается с доски, втирается краска и делается оттиск.
Среди пионеров офорта был вездесущий Дюрер. Он один из первых опробовал офорт в своей работе «Большая пушка». Причем, если для ранней гравюры были характерны, как правило, коротенькие рубленые тоненькие штришки, не всегда в соответствии с анатомией, то Дюрер изучал анатомию и разработал специальную штриховку для создания иллюзии глубины. Этой штриховкой пользовались потом три века, до появления фотографии.
А.Дюрер. Большая пушка



Адриан ван Остаде (1610-1685), голландский живописец, рисовальщик и гравер. Родился в Харлеме; ок. 1627 учился у Франса Халса, а в 1634 вступил в гильдию св. Луки в Харлеме (гильдия художников и торговцев картинами), в 1646 и 1661 - комиссар, в 1662 - декан гильдии. Офортом начал заниматься в конце 1630-х. Писал сцены из крестьянской жизни, портреты, многочисленные картины с разбитными пирушками.



Остаде был одним из первых художников, сделавших крестьянскую тему главной в своем творчестве (в его обширном наследии насчитывают единицы произведений на евангельские сюжеты). В его гравюрах крестьянская жизнь предстает во всем ее разнообразии - он изображает крестьян дома, в кабачке, на ярмарке, на улице. Остаде спокойно фиксирует уклад жизни голландской деревни сер. 17 века, избегая какого-либо гротеска.
Курильщик и пьяница офорт Оттис XVIII века



Почти все произведения Остаде датированы и подписаны. Сохранилось несколько сот его картин, около пятидесяти гравюр и многочисленные приписываемые ему рисунки.
Женщина с прялкой Офорт; 10 см х 8 см Оттиск XVIII века



Во Франции в 17 в. работал крупнейший мастер офорта Жан-Жак Калло (1592/93-1635). Калло знаменит своими, несколько гротесковыми гравюрами, малого формата, хотя было у него много и больших гравюр. Он, очевидно, первым применил в офорте поэтапное травление с выкрыванием более светлых мест. Иногда Калло вместе с травлением употреблял резец, достигая своеобразного эффекта сочетанием свободной линии офорта с энергичными прямыми штрихами резцом.
Разграбление и разорение села во время Тридцатилетней войны.



Жак Калло родился в 1592 или 1593 г. в Нанси, в многодетной семье Жана Калло, герольда Лотарингии. С детства проявлял страсть к рисованию, стремясь изобразить все, что видел на улицах Нанси. В 1609 г. отправился пешком в Рим, по одной из версий - с бродячими цыганами. В мастерской известного гравера Антонио Темпесты юный художник освоил искусство офорта. С 1611 г. Калло работал во Флоренции. Искусство Калло завоевывает ему популярность - французский художник работает при дворе Медичи. В 1617 г. Калло открывает новый вид кислотоупорного лака, который позволяет ему существенно изменить и усовершенствовать технику гравирования.



В 1621 г. умирает флорентийский покровитель Калло, Козимо II Медичи, и художник возвращается во Францию. В 1627-1629 г. он совершает путешествие в Нидерланды, с 1629 по 1631 г. живет в Париже.
Все путешествия Калло находят отражение в его острохарактерных работах - он изображает типажи и виды Лотарингии, Италии, Франции, создает портреты военных, циркачей, нищих, актеров и т. п.
Людовик XIII предлагает ему высокооплачиваемую работу, но художник отказывается (по одной из версий, он, будучи патриотом Лотарингии, не мог простить королю тот факт, что войска Ришельё в то время осаждали это герцогство). Калло умер 28 марта 1635 г. в родном Нанси.
"Знать Лотарингии" обнаруживают близость к гротеску и комедии.



Ближе всего к Калло стоит флорентиец Стефано дела Белла (18 мая 1610 - 12 июля 1664) - блестящий, остроумный и находчивый мастер, едва ли не самый жизненный из художников Италии XVII в. Он оставил 1052 гравюр, и несколько тысяч рисунков.
Флорентиец Стефано делла Белла - «Охота на оленя».



Отпечатки сражений и осад, гаваней, фестивалей, спектаклей и опер заполнены маленькими фигурками и показывают черты XVII века городской и сельской жизни. Совершал поездки в Рим, Париж, Голландию, Африку
Стефано делла Белла. Триумф смерти на поле битвы. XVII в. Милан, Городская коллекция гравюр А.Бертарелли



Stefano Della Bella SIX LARGE VIEWS OF ROME AND THE CAMPAGNA. Plate 1. Le vase de Medicis. 1656.



Рембрандт - «Христос и самаритянка».



К 1650-м гг. относятся лучшие создания Рембрандта в искусстве офорта. По глубине содержания, интенсивности чувства, по богатству художественных средств, по впечатляющей силе офорты Рембрандта не уступают его живописным произведениям. Тематическое разнообразие офортов огромно - от тончайших по своему лиризму интимных образов до монументальных многофигурных композиций. Рембрандт был также замечательным мастером портретного офорта
Рембрандт. Христос в Эммаусе. Офорт. 1654 г.



Закончу этот бесконечный пост работами бесконечно любимого Джованни Баттиста (Джанбатиста) Пиранези. О Пиранези я уже делала несколько постов.
Пиранези(1720-1778) - итальянский археолог, архитектор и художник-график, гравер, рисовальщик, мастер архитектурных пейзажей. Родился в Мольяно близ Местре. Учился в Венеции у своего отца, который был каменщиком, у дяди - инженера и архитектора, и у некоторых других мастеров. С 1740 по 1744 изучал технику гравюры у Джузеппе Вази и Феличе Поланцани в Риме; там в 1743 он опубликовал свою первую серию гравюр. Первая часть архитектурных и перспективных построений (La parte prima di Architetture e Prospettive). Затем он ненадолго вернулся в Венецию, а с 1745 навсегда поселился в Риме. К концу жизни (он умер 9 ноября 1778) Пиранези стал одним из самых знаменитых граждан Рима. Оказал сильное влияние на последующие поколения художников романтического стиля и, позже, на сюрреалистов.







http://www.iskusstvo-tv.ru/afisha/event/344
http://echo.msk.ru/blog/tatiana_pelipeiko/829857-echo/
http://marinni.livejournal.com/368802.html
http://commons.wikimedia.org/wiki/Hendrick_Goltzius?uselang=ru
http://www.16vek.ru/index.php?show_aux_page=3
http://www.rah.ru/content/ru/exhibition-2011-10-25-18-36-28.html
http://thetimesnews.ru/afisha/2011/11/4/89677/
http://www.rembrandtonline.org/Christ-and-the-Woman-of-Samaria-An-arched-Print-large.html http://krotov.info/spravki/persons/18person/1778_piranesi.htm
http://ostmetal.info/v-galeree-cereteli-pokazali-neizvestnuyu-kollekciyu-gravyur-na-metalle/ http://ngasanova.livejournal.com/138534.html
http://redkayakniga.ru/books/item/f00/s00/z0000002/st009.shtml
http://www.relewis.com/della-bella-set_plt1.html
http://www.art-slovar.ru/artgallery/155/166/196
http://www.liveinternet.ru/users/dinka-irinka/post128619013/


В.В. Турова «Что такое гравюра» Москва «Изобразительное искусство» 1986г

Москва, история искусства, Россия

Previous post Next post
Up