Святая Земля Великого князя Сергея Александровича и Великой княгини Елизаветы Федоровны. Часть 1.

Dec 08, 2015 18:29




Всего 42 фото

Недавно я побывал в Историческом музее на выставке «Святая Земля Великого князя Сергея Александровича и Великой княгини Елизаветы Федоровны». Что же можно сейчас предварительно сказать!? Выставка масштабная, впечатляющая и во многом уникальна. Сначала, я предполагал, одновременно с репортажем об этой выставке, рассказать, в том числе, и о жизни этой необычайной русской державной семьи, во многом символизирующей судьбы нашей многострадальной родины. Но при подготовке этого материала столкнулся с тем, что текст начал шквально вырисовываться в большой объемный труд о судьбах предреволюционной России и грозил стать неподъемным для комфортного ознакомления с самой выставкой. Оставив эту «наполеоновскую» задачу на будущее), я, тем ни менее, не могу не дать относительно краткие пояснения и исторические справки-выкладки во время осмотра экспозиции для тех читателей, для которых эта, во многом, святая русская семья, не совсем известна в некоторых своих деталях и тонкостях.

Великий князь Сергей Александрович, например, - Московский градоначальник, во многом вызывал у некоторых современников раздражение, ненависть, зависть, обвинения в порочности, не человеколюбии и жестокости. С удивлением встречаясь с подобными давними высказываниями, мнениями и обличениями, я постоянно задавался вопросом - так ли это в действительности и, что тогда объединяло его и великую княгиню Елизавету Федоровну, его супругу, внучку английской королевы Виктории, потомственную принцессу, славившуюся своей набожностью, целомудрием, человеколюбием, самоотверженностью, принявшую православие и принявшую, также, свой крест страдания и мученическую смерть по образу и подобию жития истинных христианских и русских святых, мучеников и причисленную к их лику? В общем вот эту задачу и, кое-что еще, мы и попробуем решить, осматривая выставку.

Обработка большого объема фотоматериала подобных масштабных выставок - увлекательный, захватывающий и расширяющий сознание процесс - многие забытые или неизвестные для тебя страницы Истории проявляются в совершенно ином свете - свете обновленных собственных представлений о прошедших вехах в истории России. Именно на подобной стадии подготовки материала к публикации ты, как бы, вскрываешь для себя новые, более глубокие информационные и мотивационные пласты человеческих судеб и многозначность прошедших исторических событий, нежели смог бы ты это сделать в формате обычного посещения выставки, - не все ведь являются «энциклопедистами» в подобных темах) Потому и интересен, как «живой контакт» с представленными на выставках артефактами, так и дальнейшее небольшое личное исследование в привязке к исходному фоторяду и соответствующему историческому контексту, что позволяет некоторым образом (лично мне) акцентировать внимание читателя-зрителя на наиболее волнующих и интересных темах и подробностях рассматриваемых фотографий с этой удивительной выставки, на которых захотелось остановиться.


Выставка «Святая Земля Великого князя Сергея Александровича и Великой княгини Елизаветы Федоровны» проходит сейчас в просторном зале Государственного Исторического музея №36 на третьем этаже ГИМ, где традиционно проводятся знаковые объемные и масштабные выставки, имеющие отношение к российской государственности и ее духовным основам. Материала на выставке очень много, иногда, даже, может показаться, что слишком много, в том числе и лишнего, но при более детальном исследовании для тебя выясняются глубокие многозначные замыслы организаторов и, постепенно, все становится на свои места. В общем, я считаю для себя невозможным просто выложить фотографии и подписи к ним - в этом случае мы можем потерять параллельный контекст и тонкую связь с экспонатами. Поэтому исторические выкладки будут приводиться, - я лишь постараюсь давать краткие, наиболее значимые и требующие их однозначного, по моему мнению, появления.

Упомяну и условия съемки. Как обычно - в ГИМ нельзя снимать со вспышкой, со штатива; выставочное пространство освещено неравномерно, кое-где оно и вообще без подсветки, в полутьме, так, что съемка с рук артефактов, да еще и находящихся за «бликующими» витринами - та еще задачка) Поэтому, если вам попадутся мои фото с некоторыми проблемными результатами по картинке, - не обессудьте, - главное все же - это эмоциональный живой отклик, не правда ли!)?02.



Ощущение торжественности и чего-то гармоничного и мягкого сразу же ощущается здесь твоим «шестым чувством», когда входишь в выставочное пространство … Что меня удивило, так это то, что посетителей было достаточно много, можно сказать, что даже в рабочее время, когда производилась съемка, - к витринам выставки было не так просто подойти для фотографирования. В выходные, скорее всего, народу здесь бывает гораздо больше.
03.


04.



Рождению великого князя Сергея Александровича предшествовало необычное событие - в сентябре 1856 года после своей коронации Александр II с супругой Марией Александровной посетили Троице-Сергиеву лавру и независимо друг от друга тайно обещали перед мощами преподобного Сергия: если у них родится мальчик, назвать его Сергеем. Мальчик появился на свет на следующий год 29 апреля (11 мая) 1857 года - он по счету был пятым сыном Александра II.

Портрет императора Александра II (1818-1881). Харламов А.А. 1884 г. ГИМ.
Портрет императрицы Марии Александровны (1824-1880). Неизвестный художник. 1880-1884 гг. ГИМ.
05.


В честь этого события московский митрополит Филарет (Дроздов) произнес особую проповедь. Святитель говорил, что рождение великого князя - «знамение во благо», - знак благословения Божия для только что начавшегося царствования. Сергей Александрович был уже седьмым ребенком в семье, но он первый родился порфирородным - те есть после воцарения отца. Судьба такого «обетного» царственного ребенка обещала во всем быть необычной.
06.



Беседа митрополита московского Филарета (Дроздова) в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры при праздновании рождения великого князя Сергия Александровича (29 апреля) 1857 года. Москва. 3 июля 1889 год. ГИМ.
07.



Альбом с фотографиями императора Александра II и императрицы Марии Александровны. 1860-е годы. Собрание А.Б. Савинова.
08.



От мамы Сергей унаследовал любовь к музыке, живописи, поэзии. Она воспитала в нем сострадательность и доброту. Научила молиться.

Воспитанием мальчика сначала занималась фрейлина А.Ф. Тютчева (дочь великого поэта, супруга славянофила И.С. Аксакова). «Широко просвещенная, обладавшая огненным словом, она рано научила любить русскую землю, православную веру и церковь… Она не скрывала от царских детей, что они не свободны от терний жизни, от скорбей и горя и должны готовиться к мужественной их встрече», - писал один из биографов великого князя.
Письмо А.Ф. Тютчевой к Е.Ф. Тютчевой о рождении у императрицы мальчика. Царское село. 3 апреля 1857 года.
09.



Альбом с фотографиями Ф.И. Тютчева. Санкт-Петербург. 1862 г. Музей-заповедник усадьба «Мураново» имени Ф.И. Тютчева.

Портрет Тютчевой А.Ф. с великой княжной Марией Александровной и великим князем Сергеем Александровичем.
Портрет Тютчевой Е.Ф.
10.


Портрет Тютчевой А.Ф.
Портрет Тютчевой Д.Ф.
11.


Ф.И. Тютчев.
12.



Когда мальчику исполнилось семь лет, его воспитателем назначили капитан-лейтенанта Д.С. Арсеньева. «Сергий Александрович был доброе, чрезвычайно сердечное и симпатичное дитя, нежно привязанное к родителям и особенно к матери, к своей сестре и младшему брату; он очень много и интересно играл и, благодаря своему живому воображению, игры его были умные...», вспоминал Д.С. Арсеньев в 1910 году.

Звезда и знак ордена святого Андрея Первозванного (детские) великого князя Сергея Александровича. ГИМ.
13.


14.


15.



Императрица Мария Александровна с детьми. Петергоф. 1860-е гг. Фотография. Собрание А.Б. Савинова.
16.



Портрет императора Александра II с сыном и дочерью. Деньер Г.А. Фотография. Музей-заповедник усадьба «Мураново» имени Ф.И. Тютчева.
17.



Великий князь Сергей Александрович и великая княжна Мария Александровна. Фотография. Музей-заповедник усадьба «Мураново» имени Ф.И. Тютчева.
18.



Альбом рисунков великого князя Сергея Александровича. Август 1866 г. Крым. Ливадия. РГБ. На обороте верхней крышки два экслибриса: «Ильинское Д.К.В.П. и «Двора Е.И.В. Великой Княгини Елисаветы Феодоровны».
19.



Письмо великого князя Сергея Александровича к Е.Ф. Тютчевой. Ливадия. 1863 г.
20.



Пепельница из кораллового «голыша» (5). Императорская Петергофская гранильная фабрика. 1886-1893 гг. Минералогический музей имени А.Е. Ферсмана. Из гальки, собранной членами царской семьи на крымском побережье.

6. Портрет королевы Виктории и принца Альберта. 1860-е гг. Собрание А.Б. Савинова.
21.



Когда в 1865 году восьмилетний Сергей вместе с мамой приехал в Москву для отдыха и лечения, он удивил всех тем, что попросил вместо развлечений показать ему архиерейское богослужение в Кремле и выстоял всю службу в Алексеевском храме Чудова монастыря…

Тонкие черты лица, светлые волосы, серо-зеленые глаза… С юных лет высокий и подтянутый Сергей Александрович казался прирожденным офицером. Белый гвардейский мундир сидел на нем как влитой. В гвардию великий князь поступил после кончины матери и трагической гибели отца, который погиб в результате теракта, организованной «Народной волей». До 1887 года Сергей командовал 1-м (царским) батальоном Преображенского полка, затем, в чине генерал-майора, - всем полком.

Портрет Великого князя Сергея Александровича. Вегнер А.М. 1881 г. Кисть, акварель, гуашь. ГИМ.
22.



Собрание различных меню по случаю именин командира лейб-гвардии Преображенского полка великого князя Сергея Александровича и праздника лейб-гвардии Преображенского полка. 1886-1890 гг.
23.



8. Молоток для прибивки знамени. Россия. Конец XIX в. Серебро. ГИМ.
9. Модель штыка. Петербург. 1889 г. Фирма Грачева. Серебро. ГИМ.
24.


10. Печать лейб-гвардии Преображенского полка. Петербург. 1882 г. Мастерская К. Антритера. Серебро. ГИМ. Надпись: «1-й батальон своему дорогому командиру».
25.



11. Крест. Петербург. 1887-1890 гг. Фирма К. Фаберже. Мастерская А. Хольминга. Золото, изумруды, жемчуг, эмаль, дерево, бархат, шелк, серебро. ГИМ. Надпись на пластине футляра: «- Благословение нижних чинов Лейб Гвардии Преображенского Полка-».
26.



12. Потир. Петербург. 1899-1898 гг. Фирма братьев Грачевых. Серебро, эмаль, перламутр. ГИМ. На основании надпись: «Причастникам преображенцам бывший командир великий князь Константин Константинович».
27.



Складень «За оказанные подвиги в сражении при Кульме». Москва. 1899-1899 гг. Фирма П. Овчинникова. Серебро, эмаль, масло. ГИМ.
28.



Шашки солдатская (слева), драгунская (справа) офицерская наградная - золотое оружие «За храбрость».
29.



Блюдо, стопа, судок, набор для пунша. Серебро. 1878-1903 гг. ГИМ.
30.



Под влиянием транической гибели отца и смерти матери в 1880 году у Сергея Александровича сложилось твердое убеждение в том, что спасти от нравственной и политической гибели - и отдельно взятого человека, и страну в целом - может только приверженность исторической и духовной традиции, верность Православию и самодержавию.

Из-за подобных взглядов Сергей Александрович нажил себе множество врагов в «передовом» русском обществе, охваченном либеральными и даже революционными настроениями. Политические же противники в России, как удивительно точно подметил исследовавший этот вопрос И.Л. Волгин, «редко ограничиваются принципиальной полемикой» - «им важно унизить своего оппонента, указать на его нравственное ничтожество». И здесь пошли в ход появившиеся еще в Петербурге, во время службы великого князя в Преображенском полку слухи о его «ненормальности» и «тайной порочности», короче - склонности великого князя к гомосексуализму.
31.



Следует сказать, что с детства великий князь Сергей был очень застенчивым человеком. Это отмечали многие. Даже когда Сергею Александровичу уже исполнился 21 год, его кузен К.Р. особо отметил в дневнике, что на одном из приемов у них дома - «…даже Сергей не конфузился…».

В Петербурге не без влияния обращенной против него клеветы великий князь нашел средство и против застенчивости - холодное и непроницаемое («генерал-губернаторское», как скажут впоследствии) лицо. Неприступный вид он будет принимать на публике до конца своих дней. В этом заключается и «секрет» его двойственности: внешне Сергей Александрович - чрезмерно строгий и сухой, внутренне - тонко чувствующий и легко ранимый.

В 1883 году великий князь напишет бывшему домашнему воспитателю Арсеньеву: «Как прежде я Вам это говорил, так и теперь повторяю - если люди убеждены в чем-либо, то я их не разубежу, а если у меня совесть спокойная, то мне passez-moi ce mot (с французского - “простите за выражение”) - плевать на все людские qu’es qu’a-t-on (пересуды)... я так привык ко всем камням в мой огород, что уже и не замечаю их…»…

Портрет великого князя Сергея Александровича. Штемберг В.К. 1881 г. Холст, масло. ГИМ.
32.



Холодность характера, замкнутость, закрытость - обычный список обвинений против великого князя. К этому еще добавляют: гордец! - из-за его чересчур прямой осанки, придававшей ему надменный вид. Если бы знали обвинители князя, что «виновник» гордой осанки - корсет, которым он вынужден был поддерживать свой позвоночник всю свою жизнь. Князь был тяжело и неизлечимо болен, как и его мать, как и его брат Николай Александрович, который должен был стать российским императором, но скончался от страшного недуга. Свой диагноз - костный туберкулез, приводящий к дисфункции всех суставов, - великий князь Сергей Александрович умел от всех скрывать…

О нетрадицонной ориентации некоторых представителей Романовых есть подтвержденные сведения, в частности о великом Князе Контсантине Константиновиче... Он был увлечен в том числе литературой и театром. Свои стихи, выдержавшие несколько изданий, великий князь Константин Романов неизменно подписывал двумя буквами - К.Р. Под этим псевдонимом он и известен в литературе. После опубликования АН РФ его дневников в 1994 году, на 11 лет ранее, чем он завещал, - выяснилось, что великий князь вел тайную порочную жизнь, сходную с той, что приписывали Сергею Александровичу, хотя и был известен как отец большого счастливого семейства и "отличный семьянин"...

Портрет Великого князя Константина Константиновича, второго сына великого князя Константина Николаевича Романова... 1890-е гг. Фотография. Собрание А.Б. Савинова.
33.



...Жизнь великого князя Сергея Александровича изменилась, а нападки на него во многом стихли, когда он женился в 1884 году. И это была удивительная семья, в основе которой пребывали целомудренность, чистота и вера.

Еще в сентябре рокового 1880 года А.Ф. Тютчева в своем письме желала 23-летнему Сергею, чтобы Господь послал ему девушку, которая создала бы ему домашний очаг, «где бы царили любовь и счастье». «С Вашим характером, - писала добрая Анна Феодоровна, - Вы не можете оставаться одиноким и искать удовольствия там, где по обыкновению находят молодые люди Ваших лет. Для счастья Вам необходима чистая и освященная религией жизнь, как желала для Вас счастья Ваша мать…». В соединении Сергея Александровича с Елизаветой Федоровной - принцессой из Гессен-Дармштадта - есть что-то предопределенное. Они как будто заранее были суждены - сужены - друг другу. Сергей Александрович знал Эллу с рождения. И… даже раньше…

Портрет великой княгини Елизаветы Федоровны. Рерберг Ф.И. Холст, масло. ГИМ.
34.


Летом 1864 года семилетний Сережа посетил Дармштадт вместе с матерью, дочерью гессенского герцога Людвига II. Неожиданный визит внес сначала переполох в герцогское семейство, но сердечность и обаяние русских родственников быстро заставили забыть о волнении. Особенно поразил всех маленький Сергей. Он вел себя необычайно учтиво и галантно - особенно с беременной женой наследника Алисой - это и было их первое знакомство.

Через несколько месяцев дочь Алисы увидит свет и будет наречена Елизаветой (уменьшительное Элла). Через год Сергей Александрович впервые увидит ее. Впоследствии он еще не раз будет в Дармштадте, и Элла проникнется искренней симпатией к нему. Его благородство и «рыцарственность», искренний и правдивый характер всерьез очаруют и увлекут ее.

В детстве Элла перенесет серьезные психологические детские травмы - в 1873 году погибнет ее двухлетний братик - принц Фридрих, выпав из окна дворца (во время игры со своим старшим братом), разбившись (страдавший кроме всего прочего и гемофилией) и скончается от внутреннего кровотечения. После смерти младшего брата Элла настолько сильно страдала, что в свои 9 лет принесла обет целомудрия, чтобы никогда не иметь собственных детей и не получить подобную травму будучи матерью. В 1978 году от дифтерии скончается ее сестра - принцесса Мари, а в декабре и ее мать - герцогиня Алиса в возрасте 35 лет. Для Елизаветы в ее 14 лет главными словами стали Опека и Забота. Они, словно две сестры, сопровождали ее всю оставшуюся жизнь…

Медальон подвесной с портретом великой княгини Елизаветы Федоровны. Москва. 1901 г. Фирма Ф. Лорие. Золото, серебро, бриллианты, алмазы, жемчуг, стекло, шелк; литье, чеканка, эмаль, акварель. Музей Фаберже (Санкт-Петербург).
35.



В 1884 году в жизни Елизаветы происходит знаменательное и судьбоносное событие - она выходит замуж за великого князя Сергея Александровича, брата русского царя Александра III. Эта семейная пара станет для многих как символом святости и целомудрия, так и пронзительного человеческого страдания юной принцессы… Поскольку Элла постоянно отказывала многочисленным царственным женихам, памятуя о своем обете целомудрия, предложение руки и сердца от скромного и стеснительного Сергея она приняла с воодушевлением и трепетом, тем более - они сошлись в желании создать духовный девственный и чистый союз, где основой взаимоотношений мужа и жены становится так называемый «белый брак», основанный только на духовной близости как брата и сестры.

Злые языки утверждают, что Сергей женился на Элле на подобных условиях, чтобы погасить слухи о его нетрадиционной ориентации и создать видимость счастливой семьи, но я, все же, склонен думать, что, как всегда в человеческом обществе, где процветают зависть и основанная на нем ненависть к возвышенным и чистым человеческим отношениям - люди неоправданно проявляют свою жестокость и безжалостность… Серей и Элла полюбили, найдя в друг друге верных супругов, духовных единомышленников, объединенных, к тому же, сходными серьезными детскими психологическими травмами, - и их, до тех пор страдающие, трепетные души, наконец, соединились…Портрет великого князя Сергея Александровича и великой княгини Елизаветы Федоровны. Бергамаско К.И. Санкт-Петербург. 1884 год. Фотография. С автографами. ГИМ.
36.



Манифест императора Александра III о бракосочетании великого князя Сергея Александровича с дочерью великого герцога Гессенского принцессою Елизаветою. Санкт-Петербург. 3 июня 1884 г. ГИМ.
37.



Печать императора Александра III. Россия. Аметист. Конец XIX века. Минералогический музей имени А.Е. Ферсмана РАН. Дар А.К. Фаберже. Кабошон с гравированным «А» и царской короной.
38.



Портрет великого князя Сергея Александровича и великой княгини Елизаветы Федоровны. Бергамаско К.И. Санкт-Петербург. 1884 год. Фотография. С автографами. ГИМ.
39.


40.



Тарелки из сервиза великокняжеской четы с монограммами великого князя и великой княгини. Фарфор.
41.


42.



На этом мы закончим первую часть нашего рассказа об этой выставке. Всего будет три-четыре части.
Перейти ко второй части.

Источники и дополнительные сведения:

Журнал "Нескучный Сад" №3 (14); сотрудник Института Европы АН РФ священник Василий Секачев.
"Приходская газета". Е.Ланская. Великая княгиня Елизавета Федоровна, новомученица российская.
Материалы выставки
Википедия

© Vladimir d’Ar

Часть 2
Часть 3
Часть 4

Москва, музей, Россия

Previous post Next post
Up