Эмпирические начала антисептики (лат. antiseptica; от греч. anti - против, septicos - гнилостный, вызывающий нагноение) связаны с именем венгерского врача Игнаца Земмельвейса (Semmel-weis, Ignaz Philipp, 1818-1865). Работая в акушерской клинике профессора Клейна в Вене, он обратил внимание на то, что в одном отделении, где обучались студенты, смертность от родильной горячки достигла 30 %, а в другом, куда студенты не допускались, смертность была невысокой. После длительных наблюдений, еще не зная о роли микроорганизмов в развитии сепсиса, Земмельвейс установил, что причиной родильной горячки являются грязные руки студентов, которые приходят в родильное отделение после анатомирования трупов. Поняв причину, он предложил метод защиты - мытье рук раствором хлорной извести. В результате смертность в родильном отделении снизилась до 1 -3 % (1847). Тем не менее при жизни Земмельвейса крупнейшие западноевропейские авторитеты в области акушерства и гинекологии не признавали его открытия.
В России мытье рук обеззараживающими растворами применяли И.В.Бу-яльский и Н.И.Пирогов, которые также внесли свой вклад в развитие антисептики и асептики.
Научного обоснования антисептики и асептики не было до работ Л.Пастера, который показал, что процессы брожения и гниения связаны с жизнедеятельностью микроорганизмов (1863).
Рис. 119. Паровой распылитель карболовой кислоты (carbolic spray) Джозефа Листера. Иллюстрация из книги Л.С.Тауберга "Современные школы хирургии в главнейших государствах Европы". 1889.
Идею Пастера в хирургию впервые привнес шотландский хирург Джозеф Листер (Lister, Joseph, 1827-1912), который связал нагноение ран с попаданием и развитием в них бактерий. Дав научное объяснение хирургической инфекции, Листер впервые разработал теоретически обоснованные мероприятия по борьбе с ней. Его система основывалась на применении 2-5% растворов карболовой кислоты (водных, масляных и спиртовых) и включала в себя элементы антисептики (уничтожение микробов в самой ране) и асептики (обработка предметов, соприкасающихся с раной: рук хирурга, инструментов, перевязочного материала). Придавая большое значение воздушной инфекции, Листер распылял карболовую кислоту и в воздухе операционной при помощи распылителя карболовой кислоты (англ. carbolic spray; рис. 119). В 1867 г. в журнале "Lancet" Дж.Листер опубликовал ряд статей ("On the antiseptic principle in the practice of surgery" и др.), в которых изложил существо своего метода, подробно раскрытое в его последующих работах.
Учение Дж.Листера открыло новую антисептическую эру в хирургии. Дж.Листер был избран почетным членом многих европейских научных обществ и президентом Лондонского Королевского общества (1895-1890).
Эра антисептики
До середины XlX в. от гнойных, гнилостных и гангренозных осложнений операционных ран умирало более 80% оперированных. На выявление причин этих осложнений были направлены усилия нескольких поколений врачей многих стран мира. И тем не менее только достижения микробиологии после открытий Л.Пастера позволили подойти к решению этой проблемы хирургии.
Антисептический метод хирургической работы был предложен в 1867 г. английским хирургом Дж.Листером (см. выше). Он первым сформулировал тезис: "ничто не должно касаться раны, не будучи обеспложенным" и ввел химические методы борьбы с раневой инфекцией.
У Дж.Листера было много предшественников. Так, Н.И.Пирогов применял для дезинфекции ран спирт, ляпис и йодную настойку, а венгерский акушер И.Ф.Земмельвейс (см. выше) доказал эффективность мытья рук раствором хлорной извести перед акушерскими операциями.
Метод Листера был основан на применении растворов карболовой кислоты. Их распыляли в воздухе операционной перед началом и во время операции. В 2-3 % растворе карболовой кислоты обрабатывали руки (хирурги) и дезинфицировали инструменты, перевязочный и шовный материал, а также операционное поле.
Особое значение Дж.Листер придавал воздушной инфекции. Поэтому после операции рану закрывали многослойной воздухонепроницаемой повязкой. Ее первый слой состоял из тонкого шелка, пропитанного 5 % раствором карболовой кислоты в смолистом веществе. Поверх шелка накладывали 8 слоев марли, обработанной карболовой кислотой с канифолью и парафином. Все это накрывали клеенкой и перевязывали бинтом, пропитанным карболовой кислотой (Тауберг А.С. Современные школы хирургии в главнейших государствах Европы: В 2 кн. - Кн. I. -СПб., 1889.).
Благодаря методу Листера послеоперационные осложнения и смертность снизились в несколько раз. Но карболовая повязка защищала рану не только от микроорганизмов, - она не пропускала воздуха, что приводило к обширным некрозам тканей. Более того, пары карболовой кислоты нередко вызывали отравления медицинского персонала и больных, а мытье рук и операционного поля приводило к раздражению кожи.
Последующее развитие науки позволило выявить многочисленные химические соединения, которые в настоящее время применяются в качестве антисептических средств.
В конце 80-х годов XIX в. в дополнение к методу антисептики был разработан метод асептики, направленный на предупреждение попадания микроорганизмов в рану. Асептика основана на действии физических факторов и включает в себя стерилизацию в кипящей воде или паром инструментов, перевязочного и шовного материала, специальную систему мытья рук хирурга, а также целый комплекс санитарно-гигиенических и организационных мероприятий в хирургическом отделении.
Позднее в целях обеспечения асептики стали применять радиоактивное излучение, ультрафиолетовые лучи, ультразвук и т.д.
Основоположниками асептики явились немецкие хирурги Эрнст Бергманн (Bergmann, Ernst von, 1836-1907) - создатель крупной хирургической школы и его ученик Курт Шиммельбуш (Schim-melbusch, Kurt, 1860-1895). В 1890 г. они впервые доложили о методе асептики на X Международном конгрессе врачей в Берлине. В России основоположниками асептики были П.П.Пелехин, М.С.Субботин и П.И.Дьяконов, а широкое внедрение принципов антисептики и асептики, связано с деятельностью Н.В.Склифософского, К.К.Рейера, Г.А.Рейна, Н.А.Вельяминова, В.А.Рати-мова, М.Я.Преображенского и многих других ученых.
После открытия наркоза и разработки методов антисептики и асептики хирургия за несколько десятилетий достигла таких практических результатов, каких не знала за всю свою предыдущую многовековую историю - доантисептиче-скую эру. Неизмеримо расширились возможности оперативных вмешательств. Широкое развитие получила полостная хирургия.
Большой вклад в развитие техники операций на органах брюшной полости внес французский хирург Жюль Эмиль Пеан (Pean, Jules Emile, 1830-1898). Одним из первых он успешно осуществил овариэктомию (1864), разработал методику удаления кисты яичника, впервые в мире удалил часть желудка, пораженную злокачественной опухолью (1879). Исход этой операции был летальным.
Первую успешную резекцию желудка (1881) выполнил немецкий хирург Теодор Бильрот (Billroth, Theodor, 1829-1894) - основоположник хирургии желудочно-кишечного тракта. Он разработал различные способы резекции желудка, названные его именем (Бильрот-I и Бильрот-П), впервые осуществил резекцию пищевода (1892), гортани (1893), обширное иссечение языка при раке и т.д. Т.Бильрот писал о большом влиянии Н.И.Пирогова на его деятельность. Их симпатии были взаимными - именно к Т.Бильроту в Вену отправился Н.И.Пирогов во время своей последней болезни.
В клинике Бильрота работали многие зарубежные (в том числе российские) ученые, которые оказали существенное влияние на развитие хирургии. Среди них Теодор Кохер (Kocher, Theodor, 1841-1917) - ученик Т.Бильрота и Б.Лангенбека. В 1909 г. он был удостоен Нобелевской премии за работы по физиологии, патологии и хирургии щитовидной железы. Т.Кохер внес большой вклад в развитие абдоминальной хирургии, травматологии и военно-полевой хирургии, в разработку проблем антисептики и асептики.
В России целая эпоха в истории хирургии связана с деятельностью Николая Васильевича Склифософского (1836-1904). В 1863 г. он защитил докторскую диссертацию "О кровяной околоматочной опухоли". Развивая полостную хирургию (желудочно-кишечного тракта и мочеполовойсистемы), Н.В.Склифософ-ский разработал ряд операций, многие из которых носят его имя. В травматологии он предложил оригинальный метод остеопластики - соединения костей ("русский замок", или замок Склифософского). Участвуя в качестве врача в русско-прусской (1866), франко-прусской (1870-1871) и русско-турецкой (1877-1878) войнах, он внес существенный вклад в развитие военно-полевой хирургии. Именем Н.В.Склифософского назван НИИ скорой помощи в Москве.
Эра антисептики и асептики открыла широкие перспективы и для неотложной хирургии. Стали возможными операции ушивания прободной язвы желудка и двенадцатиперстной кишки, оперативное лечение кишечной непроходимости и огнестрельных ранений брюшной полости. В 1884 г. были сделаны первые операции аппендэктомии в Германии и Англии. До этого можно было лишь вскрывать аппендикулярные гнойники или проводить консервативное лечение.
В хирургической практике стали широко применяться инструментальные методы обследования и лечения. Хирургия вышла на принципиально новые научные рубежи.
Широкое увеличение объема хирургических знаний во второй половине XIX в. обусловило выделение из хирургии самостоятельных научных дисциплин: офтальмологии, гинекологии, оториноларингологии, урологии, ортопедии, а позднее - онкологии, нейрохирургии и др. ( Достижения и современная история хирургии изучаются на хирургических кафедрах; см. учебники: 1) Петровский Б.В.Хирургические болезни. - М.: Медицина, 1980. - С. 6-16. 2) Хирургические болезни / Под ред. М.И.Кузина. - М.: Медицина, 1986. - 704 с.).