Прошел второй фестиваль "Музейный гид". Послесловие от Наталии Толстой.

Sep 29, 2012 16:16


Слегка отдышавшись и еще не окунувшись в повседневность, хочется подвести некоторые итоги, проанализировать, что удалось, а что можно в следующий раз поправить.



Во-первых о выставке: в этом году, как мне кажется, удалось угадать с жанром и правильно выбрать художника и куратора.


Коробки, из которых состояли "стены" оказались на редкость удачным изобретением Никиты Сазонова, театрального художника, работающего и в музейном пространстве. Небольшое пространство зала приобрели уют и некоторую живую "тесноту", которая свойственна хорошо обжитым квартирам. Выставка была прекрасно "срежиссирована"  куратором Марией Коростелевой. Единственное, чего не мог предусмотреть никто, это профессиональный преподавательский голос Михаила Клецкого, который без всяких технических средств легко перекрывал в своем "Театре изобретений" микрофоны в соседнем большом зале, где постоянно что-то происходило. Предсказуемым был успех инсталляции "Чердак Тимура", воспроизведший в новом пространстве востребованный проект Музея политической истории из Санкт-Петербурга. Большое количество детей на выставке очень порадовало организаторов и обеспечило мастер-классы по производству кобальтовых чайников и линогравюре неослабевающим потоком желающих. Но чего никто не мог ожидать, так это того, что задуманная организаторами зона релаксации и созерцания мозаик Дейнеки к концу фестиваля превратится в подобие игровой комнаты в магазине «Икея», куда родители-кукушки "подбросят" своих чад и гам в этой зоне релакса будет спорить по децибелам с площадкой конференций и презентаций, всепроникающим голосом Михаила Клецкого и звучащей из середины зала карельской руной. Центральное положение инсталляции по мотивам проекта кондопожского музея "Путешествие в страну людиков" не оставила равнодушным никого. Более сложными для восприятия стали не такие "броские", но очень важные в социальном отношении проекты, как "Музей на роликах" и "Солдаты", но и эти экспозиционные модули нашли своего заинтересованного зрителя.
Немного разочаровала "Зеркальная комната": увлеченные экспозицией посетители "проскакивали" ее, устремляясь к другим модулям, не отдавая должного огромной работе, которая была проделана интервьюерами, операторами. Венцом программы был музейный магазин, напоминающий зарубежные: там были и книги, и очень изобретательные сувениры компании "Музейпром", и коломенская пастила. Главным действующим лицом здесь стало новое издание, одноименное фестивалю - "Музейный гид" по 16 музеям России. Подробно об этом издании можно узнать на сайте Программы "Первая публикация": www.1p.fondpotanin.ru Скоро на этом сайте будут выложены все 16 путеводителей в электронном виде. Но есть особое очарование в этой книге как произведении полиграфического искусства. Художник Евгений Корнеев сделал книгу, которая только на первый взгляд кажется простой: качество фотографий, уместно введенная инфографика с практической информацией и отражающая "изюм" каждого из музеев, внятный дизайн и увлекательные тексты не оставляют равнодушных.
Перечитав текст, поняла, что он получился слишком панегирическим, даже рекламным, за что прошу прощения. Просто очень хотелось в каком-то публичной пространстве сказать спасибо всем коллегам, которые работали над фестивалем и книгой, которые стали по существу моим первым большим проектом в Благотворительном фонде В. Потанина. И особое уважение и благодарность высказать Наталье Юрьевне Самойленко, благодаря которой я уже полгода работаю в Фонде, и которая, к сожалению для всех нас, покидает его и переходит на работу в Министерство культуры, где она, я уверена, сделает еще много добрых и нужных для развития нашей культуры дел. СПАСИБО!

Музейный гид, Фестиваль «Музейный гид»

Previous post Next post
Up