25 мая.
Михаил Клецкий:
С утра, в первые за десять дней, в Эдинбурге шел дождь, но у Глазго туман рассеялся, и вскоре выглянуло солнце и даже стало жарко. Добро пожаловать в солнечный Эйр! Тут у нас было запланировано посещение музея Роберта Бернса (Robert Burns Birthplace Museum). Эту глиняную мазанку под соломенной крышей своими руками построил отец поэта.
В музее мы увидели восемь подсвеченных витрин по периметру, хорошо расставленные экспонаты, нам показали четыре в режиме нон-стоп фильма-презентации. Здесь можно услышать множество всяких звуков, как минимум два языка - английский и гэльский, - иногда даже возникало ощущение, будто ты находишься на шумной улице. На мой взгляд, такая многоголосица в зале - явный провал. В музее - очень удачный дизайн витрин, тут работала та же команда, что и в музее транспорта Риверсайд.
Среди экспонатов, как и в любом литературном музее, представлены переводы стихотворений Бернса на русский язык, разумеется, Самуила Маршака и некоего неизвестного литератора, как сказано на этикетке, на самом деле, и это крупно написано на обложке, переводы Риты Райт-Ковалевой.
Музей Бернса почему-то напомнил большой игорный зал с автоматами. В итоге у меня осталось послевкусие не Диснейленда (ни в коем случае!), но Голливуда: слишком много интерактива, огромное разнообразие электронных игр, бесконечные переодевание в костюмы бернсовских персонажей и так далее. Российские музеи страдают от недостатка интерактивности,а некоторые английские - от его избытка. Возможно, для знатоков музей Эйра - то что надо, но чего-то такого «нематериального» мне, любителю поэзии Роберта Бернса и, что важно, редкому посетителю, явно чего-то не хватило. То ли потому что я и вообразить не мог, что неожиданно мое детство материализуется через много лет в деревушке Эйра и потому ждал большего от музея.
Потом мы отправились в усадьбу Калзин (Culzean Castle), которую в XVIII веке спроектировал архитектор Роберт Адам, собственно как и Эдинбургский университет.
Сам замок очень похож на Воронцовский дворец в Алупке.
Странно, что нам, во-первых, строго запретили фотографировать, даже без вспышки, притом, что никакой такой особой живописи там нет, а, во-вторых, провели длинную классическую экскурсию с цитированием имен и титулов. Замок Калзин находится на берегу Ирландского моря, и с него открывается вид на залив Ферт-оф-Клайд (Firth of Clyde).
26 мая
Михаил Клецкий
Два авиаперелета - и к вечеру мы на родине. Good bye, Great Britain! Обмен адресами и телефонами. До встречи в сентябре на фестивале «Музейный гид», где мы будем представлять наши проекты. Многое в музеях Британии сделано просто «на идее», без особых затрат. Жалобы наших музейщиков на отсутствие средств нелепы. Нужна воля и желание что-то улучшить в своей работе.