Узники "Пермь -36": ошибки молодости или гражданская позиция?

Aug 13, 2012 10:53

Оригинал взят у starcom68 в Узники "Пермь -36": ошибки молодости или гражданская позиция?
Последнее время как по заказу участились нападки на Музей политических репрессий "Пермь-36".
Вот и пермский блогер Алексей Бессонов в свойственной ему манере написал очередное заявление Президенту России, Генеральному прокурору России, Начальнику следственного комитета России, Директору ФСБ РФ, Председателю ЦК КПРФ с просьбой разобраться в ситуации происходящей в Музее политических репрессий "Пермь-36", а также на проводящемся на его базе гражданском форуме "Пилорама" и принять меры прокурорского реагирования. Блогера волнует что место где отбывали заключение бывшие пособники фашистов, государственные и военные преступники и тд. превращено в место паломничества граждан, поддерживается за счет средств государственного бюджета и готовится стать номинантом на памятник ЮНЕСКО.


Оставим подробности заявления в стороне, тем более что создавался этот музей силами общественной организации "Мемориал" и государственная поддержка осуществляется в проектном режиме. В прошлом году мне удалось побывать и в музее и на форуме "Пилорама-2011", так что можно оставить свои комментарии к ситуации не по наслышке и попытаться разобраться в чем причины таких нападок.



Мне тоже не совсем понятно почему некоторые осужденные с сомнительным прошлым в националистических бандформированиях с таким пиететом мучеников подаются экскурсоводами. Но таких заключенных было меньшинство и сидели в Пермь-36 они уже за другое по политическим статьям на особом режиме.
Именно из-за акцентов на страданиях бандеровцев и лесных братьев в заключении на особом режиме, а это всего лишь небольшая часть зоны, бывших  музей оставляет странное впечатление музея из прошлого, т.е. из 90-х. Это в лучшем случае. В худшем - музей похож на какой-нибудь прибалтийский музей "Оккупации" или музей бывшего СССР, как я его себе представляю в исполнении наших ближайших западных друзей. Больше всего меня поразили стенды, посвященные узникам совести особого режима. 70% из сидельцев начинали свою карьеру в рядах незаконных вооруженных националистических формирований на территории Западной Украины и Прибалтики в годы Великой Отечественной войны и после нее. За что и получили первую ходку в советские лагеря. Посмотрим поближе на некоторых "героев" чьи биографии порой удивительны и причудливы..
Лев Григорьевич Лукьяненко "с юных лет сочувствовал украинскому повстанческому движению". Странно, что написано не на украинской мове и не понятно как это проявлялось. С 1944 служил в Советской армии. По всей видимости достоин статуса Ветеран Великой Отечественной войны, у нас же его теперь дают даже труженикам тыла и лагерным охранникам.
.
   



Данило Лаврентьевич Шумук - удивительный персонаж с волевым лицом, пассионарий и рецидивист. Тюремную карьеру начал еще в польских тюрьмах, сидел в немецком лагере, а потом и в советских лагерях в общей сложности 42,5 года. Совершил побег из немецкого концлагеря. С 1943 года участник Украинской повстанческой армии (УПА), проще говоря бандеровец, за что и был осужден в 1945 году. Принял участие в Норильском восстании 1953 года.

  


Викторас Пяткус первый раз арестован за связь с литовским партизанским движением (с лесными братьями ?) и осужден в апреле 1948 года.



Балис Гаяускас - первая ходка в 1948 году по 58-ой статье. Сейчас жив и иногда приезжает на форум. Экскурсовод, вышибая слезу у посетителей, рассказывает жудкую историю о том, как уголовный элемент севший по политической статье 14 раз ударил отверткой Балиса, но тот остался жив. В общем-то дело в тюрьмах обычное и не стоит из этого делать трагедию.  Тем более заключенные этой зоны находились практически в курортных условиях в сравнении с тем, если бы им пришлось сидеть на общем режиме с уголовниками или в сталинских лагерях. Представляете чтобы с ним там стало?



Ни один стенд почему-то не раскрывает полностью за что конкретно получил первый срок каждый из персонажей, был ли осужденный замешан в сотрудничестве с оккупационными властями, совершал ли военные преступления и был ли он потом за это реабилитирован. Подозреваю что нет. 
Кстати, если бы не грехи молодости по участию в незаконных вооруженных бандформированиях (а как известно сейчас это не считается особым грехом и некоторые бывшие участники даже стали Героями новой России) то биография каждого из выше перечисленных персонажей вполне могла бы стать образцом для подражания для борцов с тоталитарным режимом.
В общем мне бы хотелось какой-то объективности в подаче материала иначе инсинуаций на тему идеологически неверного музея с каждым годом будет все больше и больше, а потом его и вовсе закроют. Правда наверное когда-нибудь через несколько десятилетий создадут новый музей про жертв нынешнего режима с более актуальными персонажами типа Михаила Ходорковского и Нади Толоконниковой.
Еще раз хочу подчеркнуть, что необходимо в подаче материала по заключенным быть максимально объективными и не делать из узников безвинных страдальцев. Они знали на что шли, они боролись с режимом и если их есть за что осуждать, то  за начало политической карьеры и про это надо рассказывать. Более того, если на зоне были реальные военные преступники, то обязательно надо рассказывать и про них, чтобы люди знали лицо предателей, которые воевали против своего народа на стороне гитлеровской Германии. Это, к сожалению, не сделано или я просто не заметил.


Беспорно, я считаю этот музей нужным и просто необходимым даже несмотря на явные проколы в подаче материала.
Во-первых, он в меру своих возможностей показывает людям как устроена зона, а это, согласитесь, в некоторой степени отбивает желание у современной молодежи туда попадать.
Во-вторых, он так или иначе формирует гражданскую позицию по отношению к тоталитарному обществу.
В-третьих, он просто сохраняет уникальные объекты наследия, которые в другой ситуации, как правило, исчезают без следа.
Так что если бы музей откровенно не подражал не самым лучшим украинским или прибалтийским образцам, рассказывающим о борцах за национальную идею, то он мог бы стать вполне удачной площадкой для работы в двух ортогональных направлениях.
С одной стороны по профилактике правонарушений и тут просто напрашивается генеральный партнер в лице ФСИН РФ.
С другой стороны по качественной подготовке нынешнего гражданского и протестного движения и делать это надо на немного других примерах. Пока же мы имеем сомнительные примеры и сомнительную пермскую оппозицию борющуюся за свое экономическое благополучие и явно не готовую идти в своих идеологических устремлениях до конца подобно борцам с режимом недавнего прошлого.
А вот как сочетать эти две на первый взгляд не сочетаемые вещи это вопрос искусства руководителей музея.
Посмотреть мои репортажи о музее Пермь-36 можно здесь:  http://starcom68.livejournal.com/463915.html
Версия ProPerm.ru http://properm.ru/news/society/45325/

Мемориальный музей, Музей, Пермь, Фотографии, Поговорить

Previous post Next post
Up