Приморский объединённый музей им. В.К. Арсеньева, Владивосток

Jul 30, 2012 13:31


Публикуем начало путеводителя по Приморскому объединенному музею им. В.К.Арсеньева, Владивосток.    Серия  "Музейного гида"

Автор эссе - Виктор Шалай

Фигура первая. Мифопоэтическая. Про «вообще»

Добро пожаловать во Владивосток - город густых туманов, моряков-крейсеров-бескозырок и бескрайнего моря из гостиничного окна. «Города у восхода», «который далеко, но нашенский», где «улицы идут по корабельным реям» и «чайки запевают на знакомом языке»…

Так бы мы начали свой рассказ, если бы это был путеводитель по Владивостоку образца 1975 года - периода, когда о старом времени и думать забыли, а о новом иначе как шаблонами и не рассуждали. Но на дворе 2012-й. Все шаблоны «порваны», город, десятилетиями бывший морской базой советского флота и потому закрытый (не только для туристов), уже двадцать лет как открыт, и у всех людей мира есть прекрасная возможность знакомиться с Владивостоком без посредников



Этот город не имеет легенды о своём рождении - только прозаичный и простой день основания. Но за 150 лет своей жизни он уже сам стал мифом. Со времён Ивана Грозного путь на Восток воспринимался как путь в неизвестность, его не боялись только самые отчаянные люди. Которые, собственно, и увеличивали страну, всё ближе и ближе продвигаясь к Великому океану. На старинных картах Приморье до сих пор живёт то как земля страшных «тартар», то как Царство пресвитера Иоанна.



В июле 1860 года история продвижения России на Восток увенчалась основанием Владивостока. Если до этого было стремление дойти, то после этого появилась задача удержать. Гигантская территория Дальнего Востока России нуждалась в надёжной защите и скорейшем коммерческом освоении. И обе эти задачи были возложены на маленький военный пост в бухте Золотой Рог, амбициозное звучное имя которого первые двадцать лет решительно не совпадало с качеством окружающей реальности. Служивые люди боялись Владивостока, но ехали. Родина говорила «надо». И первые десятилетия самым сложным было осознавать эту землю частью России - уж очень неблизко были родные города.



18 апреля 1884 года военный губернатор Владивостока контр-адмирал А.Ф. Фельдгаузен утвердил устав Общества изучения Амурского края.

Но здесь была земля, так необходимая многомиллионному крестьянству западной России. И ради неё люди готовы были отправляться хоть на край света. На чём и сыграло царское правительство, предлагая крестьянам перебираться на Восток. И многотысячные потоки переселенцев потянулись сюда, связывая с Русским Востоком надежду на благополучную, сытую жизнь. Жизнь без барщин и оброков, где свобода, хороший рынок сбыта и, главное, земли «хоть отбавляй». Так появились русские деревни в Приморье, так началась российская история этой земли. И главным центром этих масштабных политических проектов, узловым пунктом стал молодой Владивосток. В котором для скорейшего развития правительство ввело режим порто-франко (беспошлинный ввоз и вывоз товаров), куда со временем переместили резиденцию генерал-губернатора и Главное управление портов Восточного океана.



Владивосток, перекрёсток улиц Светланской и Алеутской. Здание слева на переднем плане - Светланская 20, где ныне располагается музей им. Арсеньева

Владивосток очень быстро стал городом в полном смысле этого слова. Этот статус был присвоен ему всего через двадцать лет после основания. А ещё через девять лет к нему добавился статус крепости 1-го ранга. В ХХ столетие город вошёл, будучи вовлечённым в два масштабнейших строительных проекта: строительство сплошной, через всю страну, железной дороги (великой Транссибирской железнодорожной магистрали) и строительство военно-морской крепости. Многомиллиардные государственные инвестиции, которые выделялись на эти проекты, очень быстро взрастили местное многонациональное коммерческое сообщество. Из Шанхая, Парижа и Гамбурга, Финляндии, Польши, Японии и Америки сюда начали переселяться предприимчивые люди, встречаясь здесь с не менее предприимчивыми русскими купцами. Жизнь в старом городе была предельно разнообразна и колоритна. Азиатское население со своими национальными кварталами, купцы разных гильдий, коммерсанты со всех концов земли, застраивавшие центральные улицы первосортной архитектурой, были основой местного гражданского населения. А рядом с ними бок о бок проживал почти стотысячный гарнизон крепости и Сибирской военной флотилии, со своими традициями и образом жизни. Все они уживались в этом миниатюрном Вавилоне, расположенном на южной оконечности полуострова, носящего имя незабвенного графа Николая Николаевича Муравьева-Амурского, одного из тех умных и отчаянных людей, которые своей деятельностью увеличили страну на миллионы квадратных километров.



К.Маковский - Портрет графа Николая Николаевича Муравьева-Амурского, генерал-губернатора Восточной Сибири. 1863. Иркутский областной художественный музей им. В.П.Сукачева

Тогда в Азии не было городов первого и второго порядка, Гонконг и Шанхай ещё не выросли в мегаполисы, а Сингапур был не более чем пиратской деревней. Все «стартовали» на равных условиях, и Владивосток уверенно метил в лидеры. Дореволюционная история Владивостока, молодого российского города на самом краю Великой империи, в полной мере доказывает, как амбиции людей могут победить любые стереотипы и страхи. Если тогда при помощи только почты и телеграфа местные предприниматели умудрялись создавать корпорации, работающие в десятках городов России и мира, когда командировка, скажем, в Гамбург, могла продлиться год, то легко представить, с какой улыбкой на лице тогдашние владивостокцы восприняли бы сегодняшний аргумент многих россиян про то, что «Владивосток - это Далеко».

В зависимости от того, что в мире происходит, «Далеко» из наказания превращается в шанс на спасение. Вот, например, тоска русского солдата, пропивающего жалованье в местном кабаке году так в 1880-м, - это скорее про то, что он человек подневольный, уставший от службы и войн, и только и желающий что вернуться к своей жене и детям в родную «воронежскую» деревушку. А вот профессор томского университета, зимой 1919 года где-нибудь на забытом Богом сибирском полустанке изо всех сил добывающий себе место в товарном вагоне до Владивостока, - это про надежду на спасение. И тут «Далеко» - гарантия того, что проживёшь дольше. Ибо хаос Гражданской войны вынуждал многих искать себе место для жизни подальше. И слава Богу, говорили тогда многие, что у России есть Владивосток. Можно спастись, уходя из родных городов, но не покидая родной страны. А участники последнего в истории России Земского собора, проходившего во Владивостоке летом 1922 года, - это вообще про то, как «Далеко» перестаёт существовать в принципе, превращаясь в единственное, что есть. Ибо от старой России к тому времени, кроме Владивостока, вообще ничего не осталось.

Продолжение следует...

Музейный гид, Музейный гид 2012, Книга, Приморский край

Previous post Next post
Up