Арамашево - часть третья: зимняя изба

Jun 18, 2012 19:25

Третий пост серии постов, рассказывающих о победителе конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» Арамашевском краеведческом музее. Проект называется «Новая жизнь уральской росписи» и посвящен восстановлению и музеефикации двух расписных изб на Среднем Урале.
Арамашево - часть первая: краеведческий музей.
Арамашево - часть вторая: летняя изба.

Как удалось выяснить, в этом домохозяйстве некогда жили восемнадцать человек, и в холодное время года все помещались в зимней избе. В ней по правую руку от места хозяина сидели на лавке мужчины и мальчики, отчего она называлась «мужеской». На лавке слева, поближе к кухне, располагались женщины и девочки, а хозяйка и вообще могла не присесть за обедом. На этих же лавках взрослые спали, в то время как дети, укрывшись лоскутным одеялом или отцовской шубой, ночевали на полатях.




На этих же полатях недавно обнаружили перевёрнутую доску с редчайшим изображением паровоза Черепановых.



Остальная роспись была восстановлена по образцам. «Кое-где роспись отходила вместе с обоями, - рассказывает Вера Васильевна, - поэтому мы приняли решение тщательно её зафиксировать и воссоздать. Здесь на ветвях деревьев изображены яркие петушки. Они одни из самых чутких птиц: собака может ещё дремать, а петушки слышат, когда к дому подходит недобрый человек. Они не раз спасали хозяев от кражи или от поджога, и в благодарность им определили место напротив двери. Один петушок косит на дверь правым глазом, другой - левым, и оба предупреждают: “Заходите сюда с добром, а со злом не заходите”. Они берегли дом от завистливых людей, от худого слова».





Правда, в начале ХХ века никому не приходило в голову расспрашивать маляров о значении росписей, а если и спрашивали, то чаще всего получали ответ: «Делаю, как отец мой делал и дед». Тем интереснее узнавать, какой смысл привносит в роспись человек, который общается с ней постоянно, живёт «внутри картины». Народное искусство не рассчитано на безмолвное восприятие, оно провоцирует игру, фантазирование, создание своих собственных интерпретаций.
Роспись не только радовала и утешала, но и рассказывала новости и небылицы. Крестьяне вообще любили и любят слушать разнообразную небывальщину и рассматривать соответствующие лубки. Фактически роспись служила для них своеобразной газетой, правда, не столь свежей, как сегодня. Так, например, нарисованный в доме паровоз - прекрасный пример соединения новости и невидали, предмет особенной гордости хозяев, что-то вроде полуполезной-полустранной игрушки из Le Futur сегодня.



Если понравится, другие паровозы можно увидеть неподалёку от Арамашева, в огромной коллекции росписи музея села Нижняя Синячиха.



Там же можно найти и верблюда (!) среди уже знакомых деревьев на стене дома. Нижнесинячихинский музей - это настоящий памятник умному и самоотверженному деланию.



В советское время подвижническим трудом друга и учителя Веры Васильевны, землеустроителя Ивана Даниловича Самойлова, была восстановлена Преображенская церковь XVIII века. В ней размещена коллекция домовой росписи, собранная Самойловым в течение сорока лет в нескольких районах Свердловской области.



Автор Юлия Терехова

Previous post Next post
Up