В этот понедельник ( 23 апреля) в музее состоялось открытие новой временной выставки "Клоун Белый-Клоун Рыжий". Разместилась она в большом зале нашего крохотного музея. Выставка получилась очень "насыщенная" и даже немного интерактивная за счет кривых зеркал и смешных париков,которые могут примерить посетители. В одном помещении собралось более 1000 клоунов, среди которых не только куклы, игрушки, фигурки, но и различные предметы быта. Экспозиция состоит из трех коллекций: двух частных и коллекции музея. Одна частная коллекция попала в Музей кукол по наследству... Много лет назад жительница Петербурга Галина Арбузова узнала о своей страшной болезни. Почему-то единственное утешение она нашла в коллекционировании добрых веселых клоунов, которые скрашивали женщине последние дни жизни. Вся комната Галины была увешана клоунами. Теперь коллекция живет в нашем музее. Другая коллекция, современная, в которой можно увидеть даже клоунов из детского мира. Коллекция же музея включает авторскую куклу и даже необычных довоенных клоунов.
(Кстати, вот сюжет с открытия) Но это о нас. А ведь стоит только задуматься, насколько неоднозначен образ клоуна. Для кого-то это символ беззаботного детства, неуклюжий и грубоватый весельчак в рыжем парике, а для кого-то страшная фобия, навязанная кинематографом и страшилками. Сегодня мы погрузимся не в психологические проблемы, а постараемся разобраться, откуда появился клоун, почему Рыжий постепенно вытеснил Белого и какими клоуны в принципе бывают?..
КЛОУН (английское clown, от латинского colonus - деревенщина, грубиян).
В Западной Европе отдалёнными предшественниками клоунов были античные мимы (5 в. до н. э.- конец 7 в.), более поздними - персонажи итальянской комедии дель арте (середина 16- начало 18 вв.), шуты в пьесах Шекспира и других драматургов, паяцы старинных площадных и балаганных представлений (17 -18 вв.). В России - скоморохи, позднее - участники балаганных представлений. В период зарождения и становления циркового искусства, когда цирк был в основном конным, наездники, конные акробаты, дрессировщики лошадей, пародируя номера верховой езды, разыгрывали небольшие конные пантомимы на комические сюжеты. Самостоятельное цирковое амплуа клоуна сложилось в 1-й четверти 19 века. Первым выдающимся клоуном, прямым предшественником ковёрного клоуна, был Ж.Б. Ориоль (1834, Олимпийский цирк-театр). Этапным событием в истории цирка стало рождение клоунской маски Августа (70-е годы 19 в.), в России - Рыжего. Оно привело к возникновению разговорного комического антре в форме буффонадной клоунады - дуэта, изредка - трио клоунов-буфф (Белый и Рыжий, Белый и два Рыжих ).
Рыжий - амплуа клоуна, в клоунском дуэте партнёр Белого, В русском дореволюционном цирке выступал также соло. Название «Рыжий» утвердилось в конце 19 века, вытеснив прежнее - «Иван-кирпич». Происхождение его связано с вошедшим в моду у комиков париком рыжего цвета. Существует большое разнообразие масок Рыжего. Как правило, у Рыжего преобладает какая-либо определённая черта характера: флегматик, неуёмный проказник, по-детски наивный и непосредственный, хитрец и др. У каждого Рыжего свои излюбленные комические приёмы и выразительные средства, но все прибегают к гротеску. В начале 20 века для Рыжего стал обычен грим ярких, «кричащих» тонов, часто с элементами трюка: светящиеся носы, парики с поднимающимися волосами и др. В советском цирке с середины 40-х годов 20 века Рыжие стали отходить от резкой утрировки своего облика и выступать в реалистических бытовых костюмах и гриме. Возникновение амплуа Рыжего и его эволюция во многом сходны с зарождением амплуа и эволюцией Августа.
Белый клоун -партнёр Рыжего (в зарубежном цирке - партнёр Августа). До 1880 Белый выступал главным образом один, как разговаривающий комичный наездник, комичный акробат, пародист, дрессировщик, заполнял паузы в конных номерах. В этот период Белый нёс в цирковом представлении основную комедийную нагрузку.
У артиста были подчёркнуто комический костюм и грим: короткие до колен панталоны, сшитые вместе с курткой, украшенной аппликациями - бабочками, рыбами, звёздами или яркими полосами; артист белил лицо, чернил нос, подрисовывал утрированные брови и рот. Заметное влияние на формирование образа Белого оказали персонаж итальянской комедии «Дель арте Педролино» и особенно герой ярмарочного театра Пьеро. Первоначально Белый олицетворял образ крестьянина-мукомола; его старинное прозвище - Жан-Фарин (французское farine - мука, Жан-Мука), отсюда и его набелённое лицо и традиционный атрибут - батон. С 80-х годов 19 в. Белый начал выступать в дуэте с Рыжим, разыгрывая сценки, комизм которых строился на столкновении контрастных характеров - недотёпы Рыжего и застенчивого насмешника Белого. Со временем заметно видоизменилась маска Белого, его сценическая манера, грим, костюм. С годами изменился образ Белого: артист стал играть умничающего резонёра, склонного к риторике, поучениям и показному благородству..
В ходе постепенной дифференциации цирковых жанров определились основные разновидности амплуа клоуна:
1) клоуны-мимы, главными выразительными средствами которых являются движение, жест, мимика в сочетании с трюковым действием; сюда же могут быть отнесены и клоуны-акробаты всех разновидностей (клоуны-прыгуны, клоуны-каскадеры, клоуны-эксцентрики, клоуны в номерах партерной и воздушной гимнастики, клоуны в конных номерах), а также клоуны-пародисты.
2) клоуны разговорного жанра, в выступлениях которых главным является речь, слово (ковёрные клоуны, клоуны-сатирики, клоуны-куплетисты, реприз-клоуны, исполнители цирковых антре и другие), а также клоуны-дрессировщики.
3) музыкальные клоуны, исполняют свои номера на разнообразных, большей частью эксцентрических, музыкальных инструментах, находясь часто во время исполнения в самых необычных положениях (игра на трубе в положении копфштейн, в стойке на одной руке и другие).
4) коверный клоун работал у ковра (ковер готовили для следующего номера) между выступлениями других артистов цирка.
5) клоуны-дрессировщики (в России прославились братья Дуровы, Л.Селяхин, А.Кисс, М.Бекетов, Ю.Куклачев) 6) Клоуны-акробаты: У.Ольшанский (Дания, 1890-е), В.Лазаренко (1930-е), В.Феррони (Италия, 1950-е)