Когда кукла не была игрушкой. Обрядовая кукла. Часть 1

May 04, 2011 20:24


"Рассмотрим каждого из нас - одушевленное существо как куклу, изготовленную богами: что бы ни побудило их на это - желание избавляться от нас или найти серьёзное приложение своим силам, мы об этом никогда не узнаем правду!"
(Платон)

Дорогие друзья!

С сегодняшнего дня мы приступаем к публикации познавательных материалов об истории куклы.  Уверены, многие из вас и не догадывались о степени значения кукол в жизни человека...

Мистические свойства кукол известны не одно тысячелетие.  Куклы для разнообразных ритуалов: фигурки божеств и духов, обереги, фетиши, талисманы -  издревле сопровождают человека как тень, как его зеркальное отражение.

Обрядовые куклы

Куклы являлись участницами различных ритуалов, в том числе и погребального. Обычай захоронения глиняных фигурок характерен для многих культур. В Японии, например, вместе с умершими хоронили символические фигурки - ханива. Об их появлении рассказывается в "Нихонги"(720г.):
император Суйнин (29-70 гг. до н.э.) не мог спокойно слышать стенания, крики и плач слуг, зарытых в землю до самой головы около могилы императора. С тех пор вместо живых людей с усопшим сюзереном стали хоронить глиняных ханива. Они создавались довольно символично.


   
   



Куклы играли очень важную роль  в обрядах жизненного цикла. В Европе у многих восточнороманских народов долго бытовал ритуал похорон глиняного человечка для ниспослания дождя и получения богатого урожая.

Фигурки Калояна, Скалояна, Германа, Пэпуша и других наряжали в белую или красную материю либо покрывали яичной скорлупой, укладывали в деревянный или глиняный гробик, украшенный зеленью, лентами и яичной скорлупой. Три дня его держали у одной из девушек, а потом с плачем и заклинаниями хоронили за пределами села. Ещё через три дня человечка выкапывали и либо относили к воде и бросали в неё, либо разламывали на куски и разбрасывали среди хлебов. Вернувшись домой, устраивали поминальный пир. Этот обряд существовал в разных вариантах. Славяне, например, сходным образом оплакивали и хоронили соломенное чучело кукушки, Костромы, Кострубоньки, Ярилы, Марены. 
Самая яркая и выразительная языческая обрядовость - карнавальная. Дон Карналь, Сан-Пан-сар, Запуст, Бахус, или король карнавала, у каждого народа изображались по-своему, но куклы и чучела неизменно принимали участие во всех празднествах. В Италии, в областях Кампания и Абруцци, чучело, сделанное из мешка и соломы, побывавшее на весёлых шествиях и пиршествах, отдаётся под суд, получает приговор и сжигается или топится в реке. В области Молизе румяную куклу в короне под звуки колокольчиков провозят в повозке по улицам, а потом у источника оглашают «завещание», разоблачающее все плохие дела селения. Особенно достаётся обманутым мужьям, непорядочным людям, пьяницам и неумехам. Затем короля карнавала приговаривают к смерти.



В Кампании во время Пасхи играли «Смерть в Сорренто». На повозке везли двух кукол: Карнавала, круглого и красного, с громадным жирным брюхом, и Кварезиму (букв, «сорокодневье»; персонификация поста), худую старуху в траурном одеянии. Человек, изображавший Смерть, встречал и резал Карнавала косой, после чего его радостно хоронили, а Кварезима входила в город. Во время поста итальянцы мастерили из лоскутков куклу - старуху Кварезиму (Сооковка, Каремма). Желая показать, что пост продлится семь недель, к её но¬гам прикрепляли семь куриных перьев. В таком виде старуху вывешивали в окне дома. Каждый понедельник отрывали по одному перу, так что к Пасхе их не оставалось. Нередко через улицу протягивали шнур с прикреплёнными к нему сорока куклами - своеобразным календарём поста - и каждый день убирали по одной. В середине поста устраивали обряд «распиливания старухи»: палач отрубал кукле голову, причём сицилийцы делали так, что из неё вытекало много крови.

У каждого народа существовал культ предков и семейных охранителей, имевших иногда форму кукол. Так, у алтайцев тряпичные куклы эмэгэндэры-бабушки олицетворяли родоначальниц. Куклы наследовались по женской линии: выходя замуж, девушка брала их с собой, а потом передавала своей дочери. Этим куклам молились и дважды в год кормили их. Куклы - покровители рода были у хантов и манси; завёрнутые в тряпки или меха, они хранились в каждой семье. Ухаживал за куклой глава семьи. В случае удачного промысла ей приносили жертвы, обмазывая губы кровью и жиром, а в случае неудачи - наказывали или даже заменяли новой. У сибирских эвенков семейные родовые куклы-святыни назывались «мухды» («пень»), так как по традиции вырезались из пней. Держали таких кукол в мешочках или ящичках на стоящих вдали от жилья особых нартах. Святыни наследовали и никогда не передавали в другой род. После успешной охоты, а также в каждое новолуние их кормили кровью и салом, испрашивая благополучия для всего рода. У енисейских кетов сходную роль играли алэли - большеголовые куклы с глазами из бусин или пуговиц, изображавшие старуху, хранительницу рода. О них заботились, их одевали и кормили, а при перекочёвках возили в берестяном туеске.

Продолжение следует...

обрядовая кукла, Петербургский музей кукол, история кукол, музей кукол

Previous post Next post
Up