Праистория

Jun 12, 2013 11:23


Дорогие друзья, на этой неделе в нашем музее открылась новая выставка «Праистория». На ней представлены работы Квилт-клуба Людмилы Галумовой.
Квилт - искусство лоскутной аппликации одеял, паласов, полотен из разноцветных лоскутков ткани, которые соединены друг с другом мелкими стежками. За рубежом этот вид художественного ремесла называется пэчворк. Традиционный квилт орнаментален, но в народной традиции лоскутного шитья работа собирается из отдельных повторяющихся квадратных и прямоугольных элементов. К сожалению, этого слишком мало для полета многогранной творческой мысли. Но времена менялись, ХХ век породил абстракционизм, в работах появилась игра с пространством, цветом, ритмом, знаком-символом. Все это мы можем увидеть и в искусстве архаики, прежде всего в орнаментальном.  Именно эти принципы абстрактного искусства используют участники квилт клуба Галумовой.


"Похороны Кукушки"[Далее]
Архаика - основная тема выставки. Но художники пошли нестандартным путем, источником вдохновения для создания их работ являлись костюмы пазырыкцев Алтая (1-3 в.до н.э.). Именно оттуда сформировались костюмы народов России. По мнению участников выставки, близкой к архаике и знакомой современной публике является тема язычества. Поэтому каждая витрина на выставке посвящена тому или иному языческому празднику или обряду. Здесь и Иван-Купала, и Похороны Кукушки, и Русальная неделя, и многие другие.


"Племя Луны". Фрагмент

Иван Купала был великим днем очищения водой и огнем. Народ веселился всю ночь с 6 на 7 июля: пели песни, водили хороводы, прыгали через костры. Матери сжигали одежду больных детей, вместе с ней уходили и болезни. На рассвете купались в реке и умывались росой. Иван-Купала - народное прозвище Иоанна Крестителя, иногда его еще называли «травником», потому что как раз в это время распускались все целебные травы.


"Друиды". Фрагмент

Крещение и похороны кукушки - очень интересный и сугубо девичий и женский обряд. Ходили в лес, собирали особую траву «кукушкины слезы» (ятрышник пятнистый). Из нее делали куклу - «кукушку», украшали ее разноцветными лоскутками и лентами. После проводили обряд «крещения кукушки» или «кумления». Для этого участницы обряда свивали вместе две ветки березы или орешника, растущих рядом друг с другом, покрывали их платком и сажали под платок свою куколку. Желающие покумиться парами подходили к «кукушке», расходились и заходили навстречу друг другу с противоположных сторон, нагибались через свитые ветки, приподнимали платок, целовали кукушку, затем друг друга до трех раз, каждый раз меняясь местами. Покумившиеся также менялись нательными крестиками, давали друг другу платки и считались кумами на всю жизнь. В этот же день вечером, иногда сразу за крещением совершался обряд похорон «кукушки». В поле во ржи, на взгорке выбирали укромное местечко, вырывали ямку, устилали новыми лоскутками, вкладывали куколку. И зарывали ее с особой песней. Место, где похоронена кукушка, чем-нибудь отмечали и тщательно скрывали, чтобы «парни не разорили». В Троицын день девушки и женщины возвращались туда и гадали. Если могилка не разорена и кукла не тронута, значит, год будет хороший.


"Русалкина неделя"

По народным представлениям, Русальная неделя - время пребывания русалок на земле. По времени эта неделя предшествует Троице. Она была насыщена обрядами, обычаями, запретами. В народном сознании это связывалось с желанием крестьян избежать вредоносного воздействия русалок.  Также это был и праздник: устраивались общие трапезы, гулянья с хороводами, танцами и играми. Бытовал запрет на полевые работы; крестьяне старались не ходить в лес и по посевам в одиночестве, не водить в лес лошадей и скотину, не купаться, особенно в полдень и полночь. Женщины считали, что на русальной неделе нельзя полоскать белье, белить холсты, заниматься работами, связанными с прядением, ткачеством, шитьем.


"Ивана-Купала"

Для своей композиции «Племя Луны» автор Людмила Галумова даже занялась мифотворчеством и придумала свою собственную сказку, в которой Племя Луны представляет женское начало. Никто не может знать с точностью, как было в те времена, поэтому каждая работа это своеобразная творческая интерпретация на тему язычества.
Приглашаем окунуться в атмосферу архаики. Ждем Вас до 8 сентября!

выставки

Previous post Next post
Up