Танго, FoMO, ¡Hola! Me llamo Toma

Jan 18, 2024 00:54


Из истории танго-оркестра



Классика - оркестр Франсиско Канаро. В первом ряду сидят пианист и пятеро красавчиков с бандонеонами. Второй ряд - скрипки и сам маэстро (с палочкой). Последний, как всегда, контрабасист.

В сознании слушателя музыка танго связана те только с особыми ритмическими фигурами, выразительной пластикой мелодической линии, но и с определённой красочностью звучания. В первую очередь это тембр бандонеона, который фактически является символом этого жанра. Конечно это скрипка с её выразительным подобным человеческому голосом, которой часто поручают мелодическую линию. А в качестве баса - музыкального «фундамента» - выступают фортепиано и контрабас. Все эти инструменты органично соединены в orquesta típica criolla[1] - музыкальном коллективе, характерном для Аргентины и Уругвая, репертуар которого преимущественно составляет музыка танго.

Конечно, танго-оркестр не возник в одночасье. Как и танцевальный, музыкальный и даже поэтический жанр танго orquesta típica менялся, впитывал влияние других культур и постепенно приобретал более устойчивый вид.

Первые трио сложились на рубеже XIX-XX столетий, когда ещё само слово «танго» не было принято обществом. Первые ансамбли, которые собирали музыканты-самоучки[2], включали 3 или 4 человека (трио и квартет). Да и в композициях, которые они исполняли, вряд ли так легко признать танго. Исполнители много импровизировали, выбирая в качестве тем импровизаций простые, всем известные мелодии. Эти камерные составы исполняли сочинения, жанрово определённые просто как креольский танец - «danza criolla» (видимо, по аналогии с «danza habanera», т.е. танец из Гаваны, кубинский танец).



Такие трио обычно включали арфу, скрипку и флейту или кларнет. Состав не был устоявшимся, поэтому нередко в них можно было встретить гитару (которая позже окончательно вытеснит арфу) или мандолину, бандонеон или другую гармонику. А вот распространённое в то время фортепиано - стационарный инструмент - «мобильные» танго-коллективы, не привязанные к одному месту, обходили стороной.

К сожалению, «danza criolla» первых трио не попал на грампластинки. Но сохранились отзывы современников, которые отмечали, что такие «танцы» исполнялись в более быстром, чем привычное танго темпе, с отрывистым, колким ритмом. С появлением в составе ансамбля бандонеона музыка приобрела более спокойный, плавный характер.

Такие трио и квартеты, исполнявшие «danza criolla» на рубеже веков можно считать предысторией танго-оркестра. Всё-таки оркестр более многочисленный и устойчивый по составу коллектив, который имеет особую внутреннюю организацию. Новый этап развития как для танго, так и для orquesta típica начинается в 1910-х годах. Постепенно усложняясь, впитывая влияния других направлений, музыка танго потребовала от исполнителей большей профессиональной подготовки, лучшего владения инструментами, знаний основ гармонии, полифонии, музыкальной формы.

Становление танго оркестра в 1910-х годах в первую очередь связано с именами Висенте Греко (1888 - 1924), Роберто Фирпо (1884-1969) и Франсиско Канаро (1888-1964)...

Francisco Canaro - EL CHAMUYO  ("Болтун", 1914)

[1] (часто просто orquesta típica, но тут надо быть внимательным, т.к. существуют и другие разновидности, например, на Кубе или в Гондурасе. Такие латиноамериканские коллективы заточены для исполнения популярной для данного региона музыки)

[2] как и в случае с джазом, первые исполнители танго не были профессиональными музыкантами

Как-то не так давно был в моей жизни период, я немного увлеклась танго. Ну так, чуть-чуть. Начала слушать музыку, потом немного писать о ней заметки в легком (насколько позволял мой доморощенный академизм) публицистическом стиле, петь себе под нос. Милый мой соорудил мне сайтик, завела бложок. Начала нотки собирать, темы для публикаций выдумывать, тексты сочинять (письмена-полотна). От любви большой пошла испанский учить, чтобы от гугла проклятущего отказаться и самой все переводить. В общем, голова кипела от планов и идеи, спать сил не было.

Все было прекрасно. Почти год. А потом... любовь сменила не ненависть... скука. Вот эту даму я вынести не смогла. Но! Сколько сил и времени было угрохано, литературы перерыто, текстов нарисовано, музыки отслушано и проанализировано, ёёё... С тоской и чертыханиями оставила всё. Лежит до лучших времен. Может быть, когда-нибудь.



Жуууть, реальное отечественное издание 1920-х (с просторов интернета)

С тех незабвенных пор прошло года три. И что сейчас:

а ничего. Все такая же куча потраченного времени на явление, которое мне более интересно как социальный и исторический феномен, нежели музыкальный. Кроме одного - испанский язык. Никогда бы не подумала, что меня это так увлечёт. После 8 лет немецкого другие европейские языки с меньшим орднунгом моя душа отказывалась принимать (Английским по-человечески я занялась только в 23 на спор с самой собой).

Испанский стал моим верным спутником (в том числе в профессии), в то время как танго осталось где-то в прошлом. FoMO такое FoMO. Тот момент, когда сам себя убедил, что живешь скучнее других. И добавил веселья. Бывает, но главное - не увлекаться! Урок, хоть и не сразу, но был усвоен. А за испанский спасибо)

Итог таков: слушай музыку и окружающий мир так, чтобы они не заглушали твои собственные мысли.

#жизалирика, #разнаямузыка

Previous post
Up