Пристройка к 1543: ситуация на местности и альтернативы

Jan 11, 2015 21:54

Силами сообщества в фейсбуке нарисовали вот такую схему планируемой пристройки к 1543 на Поляне (на подложке не окончательная версия проекта, но суть та же):


Жёлтым показано пятно застройки, на фоне видны существующие тропинки через Поляну, серым - дороги, зелёной штриховкой - территория при школе. Чёрная скоба - подпорная стенка на месте горки, синим цветом показан контур существующей детской площадки, красным - куда планируется её перевести. Также видно забор (тонкая фиолетовая линия).

Чтобы оценить масштаб потерь для жителей района, нужно понимать, что сквозной проход через территорию школ если ещё и не повсеместно запрещён, то с учётом террористической угрозы может быть полностью запрещён в любой момент. Так что ежедневный пешеходный маршрут тысяч жителей к метро/ в магазин/ на почту (да и в саму школу тоже) удлинится на 50-150 метров. Популярная среди дошкольников и младших школьников пологая горка попросту исчезнет, будет заменена подпорной стенкой. Детская площадка уменьшится в размерах и сдвинется к оживлённому перекрёстку.

Вот визуализация проекта пристройки против проекта сквера:


Что же нужно делать по уму? Прежде всего, надо понимать, что нынешнее место гимназии вообще не очень удачно с градостроительной точки зрения. Потому что она проектировалась как школа, в которую будут жители ближайших домов приходить пешком, а используется как школа, в которую едут со всей Москвы, многие на машинах. В результате район перегружается по утрам и особенно во время родительских собраний. Кроме того, в пору демографического подъёма школьных мест в районе начинает не хватать. С этих точек зрения было бы желательно перенести школу в другое место, поближе к метро и с хорошим автомобильным доступом. Например, есть два незастроенных участка рядом с МПГУ и МИТХТ по другую сторону проспекта Вернадского. Звучат и предложения перенести школу в Новую Москву, но это преждевременно, мне кажется.

Однако за прошедшие 40 лет гимназия плотно вросла в район и обжила здание, так что переносить её было бы жалко. Тем не менее, и рядом с текущим местом есть много вариантов помимо поляны. Я составил карту, там и план застройки поляны показан.


Самое очевидное место - то, которое и было изначально запланировано под расширение, на плане обозначено цифрой 3. В какой-то момент там при неясных обстоятельствах возникла автостоянка, так что строительство там вызовет противодействие автомобилистов и бенефициаров стоянки. Но при объединении усилий гимназии и инициативной группы, а также помощи грамотных юристов вернуть эту территорию возможно. Отдельные земельные права на неё не оформлены, за исключением одного маленького гаража.

Далее, есть т.н. "полоса препятствий" (цифра 2). Это достаточно большое свободное пространство, где раньше проходили занятия по военной подготовке. Строительство там не потребует большой вырубки деревьев. Участок находится на территории соседнего центра детского творчества "Созвездие" (цифра 1).

Можно строить с небольшим выходом на поляну ближе к основному зданию (цифра 4). Можно расширить переход между двумя существующими корпусами (цифра 5), как сделали в немецкой школе, построенной по тому же проекту.

Наконец, есть предложение архитектора Ирины Ирбитской поменять местами гимназию и "Созвездие" и строить пристройку уже к "Созвездию". Мне это предложение не очень нравится, т.к. сочетает в себе недостатки переноса школы и оставления её на месте, но оно имеет право на обсуждение.

Какой из этих вариантов выбрать? Нужно большое совместное исследование архитекторов, урбанистов, транспортников, социологов, юристов и других учёных, нужна разработка общего плана реновации района. Шанс провести такое исследование есть: есть поддержка со стороны архитекторов, и госпремия СССР, полученная в своё время, этому способствует. Но произойти оно может только после безусловного прекращения работ. Если вы ещё не подписали петицию, сделайте это сейчас. Напишите письмо в мэрию и прокуратуру. И следите за событиями завтра через фейсбук, возможно, понадобится помощь в остановке строительной техники.

Previous post Next post
Up