Реконструкция Ленинского проспекта с точки зрения философа

Apr 04, 2013 14:34

Своим мнением о реконструкции Ленинского проспекта поделился Петр Сафронов


декан философско-социологического факультета РАНХиГС,
старший научный сотрудник Института философии РАН

СТРАТЕГИЯ ИЗЪЯТИЯ: 4 вещи, которые убивают Москву

Дискуссии вокруг планов московского правительства по широкомасштабной реконструкции «вылетных» магистралей, включая Ленинский проспект, выводят на поверхность целый ряд проблем. Эти проблемы, на мой взгляд, относятся к четырем основным группам: 1) Текущее состояние транспорта и инфраструктуры; 2) Стратегия градостроительства; 3) Нормативное регулирование планировочной деятельности; 4) Состояние локальных сообществ в городе.

1) Текущее состояние транспорта и инфраструктуры.
В Москве сложилась парадоксальная ситуация, когда «сеть» городских транспортных коммуникаций фактически превращается в иерархически организованную структуру. В этой структуре выделяются реальные и/или фантомные (проект большой Москвы) центры, функционирующие (или описываемые) так, как если бы они были изъяты из реального контекста. Городские коммуникации действуют по остаточному принципу, обслуживая те зоны, которым пока еще удается избежать полного закрытия. Ближе всего к текущему положению дел в Москве находится практика огораживаний, произвольного захвата тех или иных участков города для нужд власти. Это удается очень легко, так как единицы территориальной организации в Москве нарезаны в большинстве без ясной логики, не привязаны к географическому и историческому контексту. Крупные городские магистрали обслуживают эту же логику закрытия города для его горожан, выполняя, прежде всего, функцию каналов для быстрого входа/выхода власти из города, буквально «вылетающей» из него в блеске мигалок. Реконструкция Ленинского проспекта - это создание дискриминационной, удобной только для власти транспортной инфраструктуры, которая позволяет надежно закрыться от реальных проблем города.

2) Развитие Москвы в градостроительном отношении носит не активный, а реактивный характер. Это значит, что администрация города не пытается опережать возникновение проблем, думая стратегически, а занимается исключительно реагированием на уже проявившиеся в полную силу сложности. Пожарно-авральный подход является во многом следствием темного и запутанного положения дел с нормативной базой. Но к этому надо добавить фактическое отсутствие Генерального плана и мастер-плана (концепции) города. Идея моноцентричного, асимметричного устройства Москвы и прилегающих территорий пока продолжает доминировать в логике строительства. Отдельную сложность представляет собой желание девелоперов бесконтрольно наращивать прибыли, ведущее к воспроизводству новых и новых многоэтажных домов. Логика свободного рынка применительно к вопросам строительства оборачивается ежегодным изъятием огромных площадей у города для нужд жилищного строительства, что корежит и деформирует структуру расселения. Жители города самим распределением новой застройки поставлены в безвыходное положение: им приходится огромными толпами стремиться в нежилые зоны офисов и госорганизаций, сосредоточенные в одном месте. Реконструкция Ленинского проспекта - неизбежное следствие бездумных градостроительных решений, поощряющих раздутые аппетиты застройщиков.

3) Несмотря на то, что после распада Советского Союза нормативная база в области градостроительства претерпела существенные изменения, Москва продолжает находиться на особом положении. Здесь как будто не действуют федеральные законы, регулирующие строительную практику. Жители Москвы и Подмосковья превращаются в расходный материал для различных «оптимизационных» экспериментов. Регулярно извращаются и искажаются даже наиболее очевидные требования, касающиеся озеленения, уровня шума, инсоляции. Столица России оказывается территорией, изъятой из единого правового пространства. Перекраивание полномочий органов местного самоуправления оказывается удобной тактикой, способствующей уничтожению любых инструментов правого воздействия на ретивые власти, выступающие под лозунгом скорейшего решения городских проблем. Необходимо, наконец, понять, что быстро решить проблемы Москвы как города уже не получится, решать их нужно медленно, а это как раз требует особого внимания к законодательной базе. Реконструкция Ленинского проспекта - показатель отсутствия правовой культуры, желания решать любые проблемы одним взмахом пера.

4) Сталинская Москва оставила нам в наследство много монументальных домов-ширм вдоль больших улиц. По таким улицам хорошо маршировать, на них хорошо проводить демонстрации, но их масштаб не замечает, отчуждает явления повседневной городской жизни. В Москве слишком много мест, где люди фактически отторгаются величественными архитектурными декорациями. В настоящее время к этому добавляется автомобильное отчуждение: действительно, мимо монументальной архитектуры красиво проехать мимо, не обращая внимания на людей, которые живут в определенном месте. Структура Москвы, её градостроительные решения по-прежнему способствуют разобщению жителей, а не их объединению. Большие магистрали в жилых районах сами по себе уже изымают большой кусок ткани города. Хотим ли способствовать этому процессу? Реконструкция Ленинского проспекта - это превращение всех жителей в граждан не имеющих места в собственном городе: пешеходов заставляют прятаться в дворы, а водителей прячут в тоннели.

Напоминаю о митинге 7 апреля и слушаниях 11 апреля. Приходите сами и распространяйте информацию дальше!

мнение эксперта, Ленинский проспект

Previous post Next post
Up